Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Volkswagen Polo GTI: лучше меньше, да лучше

Концерн Volkswagen не устает радовать разнообразием своих моделей. На сей раз на тест-драйв к нам попал совсем небольшой, но весьма энерговооруженный автомобиль – Volkswagen Polo GTI.

При массе чуть больше тонны Polo снабжен турбомотором 1,8 л с 20 клапанами, распределенным впрыском и механической коробкой передач, а также заниженным клиренсом и спортивной подвеской. Внутри автомобиля все говорит о спортивном назначении, не вопиет, а именно негромко сообщает – жесткие кресла с боковой поддержкой и вышивкой GTI на спинках передних сидений, металлические накладки на педали, снаружи – пониженный клиренс и, конечно, блестящие эмблемы с заветными буквами впереди и сзади. Polo – одна из самых маленьких моделей семейства, поэтому и отделка салона несколько поскромнее. Нет, ничего криминального не обнаружено, но пластик передней панели, в отличие от того же Volswagen Golf, уже жесткий, а не мягкий, хотя и подогнан безупречно. В общем, излишеств вообще никаких, хотя необходимые системы безопасности, как всегда, присутствуют. Подушки безопасности есть как передние, так и боковые.

Самое необходимое из устройств на автомобиле подобного предназначения – система стабилизации. Она отключается кнопкой на центральной консоли, но я бы этого делать не стал – настройки довольно демократичные, поэтому ESP скорее помогает, а не мешает интенсивно ускоряться. Естественно, поведение машины было опробовано и с отключенной стабилизацией, но мощный двигатель на такую массу мало того, что постоянно срывает колеса в пробуксовку, еще и норовит при резком старте увести Polo с траектории. Управление вспомогательными приборами нареканий не вызывает и стандартно для изделий концерна Volkswagen. Так же омывается лобовое стекло, так же включаются щетки стеклоочистителя впереди и сзади, так же эффективно работают форсунки стеклоомывателя. Под полом довольно маленького по размеру багажного отделения – полноценное запасное колесо. Не понравилось, что 5-ю дверь очень сложно закрыть. Чтобы зафиксировать ее в закрытом положении, нужно хлопнуть с такой силой, что автомобиль просто сотрясается.

Polo GTI создан не для того, чтобы придирчиво щупать пластик передней панели, баловаться кнопочкоми настройки аудиосистемы и кондиционера. Вот нравятся мне маленькие заряженные автомобили. Только на них при разгоне можно поймать детское ощущение, возникающее, когда древний самолет Ил-18, на котором доводилось летать, проваливался в воздушную яму. Очень часто приходится ездить на более мощных, скоростных, дорогих автомобилях с разгоном меньше 6 с до «сотни», но заряженный маленький хэтчбэк с зубодробительной подвеской и простейшей механикой все равно радует больше. В чем тут дело? Мне лично кажется, что увесистый седан с V8 разгоняется более плавно – масса большая. В кресло вдавливает, но равномерно и размеренно – плавный рывок, и ты уже первый. В хэтчбэках с шильдиком GTI все по другому: 1-я, 2-я, 3-я, выкручивание двигателя на  каждой передаче сопровождается плотным контактом тела с креслом. Рывки, удары жесткой подвески, рев двигателя – это, согласитесь, провоцирует.

Являясь спокойным водителем, зачастую удивляюсь сам себе за рулем подобного автомобиля. Могу сказать одно – машина получилась. Это именно GTI, и ничто другое. Мотор 1,8T – один из самых распространенных в «клане» Volkswagen. Он далеко не нов, но обеспечивает весьма приятные характеристики. Ставили его… Куда только не ставили – и на Passat, и на Audi A4, и Audi А6, и на Skoda Superb и Octavia. Обратите внимание, что все эти автомобили намного крупнее и значительно тяжелее. На Polo он прижился вполне успешно, если не сказать больше, а тандем с МКПП вообще наделяет автомобиль очень прытким и бескомпромиссным характером.

Отдельного слова заслуживает подвеска GTI. Она очень жесткая. Она жестче даже, чем на Ford Fiesta ST. Кажется, если не сбавить скорость перед «лежачим полицейским», просто пробьешь головой потолок, да еще и получишь синяк на «пятой точке» размером с сиденье. Такое ощущение, что пружины вообще отсутствуют. Удары от дорожных неровностей чувствуешь не только от подушки водительского кресла, но и от спинки. Зато в поворотах кренов почти нет, траектория прописывется идеально, хочется все время подбавить газу в вираже. Отличная настройка, спортивная безо всяких скидок на комфорт. Единственный минус – спроектирована она все-таки для европейских дорог отменного качества. В Москве с дорожным покрытием тоже не так уж и плохо, но неприятности все же случаются. И когда они случаются, удары по кузову водитель чувствует всем телом, а Polo всем кузовом. Удары жесткие, сразу понимаешь, что машинке это не нравится, так недолго и силовые элементы изуродовать. Неплохо бы немцам адаптировать подвеску для наших дорог, на Fiesta ST, например, нет ощущения, что шток амортизатора сделает дырку в опорной чашке кузова. После очередной колдобины отключилась магнитола. Слава богу, не навсегда, но настройки потерялись.

Вообще, сравнение Polo GTI и Fiesta ST вполне уместно. Мощность одинаковая, коробки механические, подвески жесткие, сзади балка. Что еще нужно, чтобы получать удовольствие от динамичной езды? Правда, Polo выигрывает 0,2 с до «сотни», зато ощутимо проигрывает в цене. Характер у автомобилей разный. Polo более повернут лицом к потребителю, даже готовому на спортивный променад. Пассивное подруливание передних ведущих колес ощущается в полной мере. Polo GTI выдирает руль из рук мягко, но настойчиво, Fiesta ST же более груба с водителем. Значок ESP мигает практически каждый раз при старте с места – машина легкая, а максимальный крутящий момент в 220 Нм доступен уже с 1950 об./мин. Впрочем, Fiesta посвистеть колесами тоже любила, но мотор просыпался только после 3000 об./мин., на Polo дело другое – тяга ровная с самых низов, ускорение интенсивное даже с 2000 на 5-й передаче.

В процессе тест-драйва выяснился один интересный момент – расход топлива. Вот тут пришло время удивляться. Polo с бензином обращается очень бережно. За два дня, проведенные с машиной, – 15,07 л. Браво! А ездил я очень интенсивно, крутил мотор до красной зоны, гнал машину на хороших скоростях, а как иначе? Специфика обязывает. Объяснение только одно – избыточно мощному мотору, рассчитанному на более тяжелые автомобили, тащить невесомый Polo очень легко. А подобный расход доводилось встречать и на маленьких слабосильных «хэтчах» безо всяких GT, GTI, RS и ST. Кстати говоря, Fiesta ST, очень близкий по характеристикам агрегат, бензина кушает значительно больше. Да что там «больше»? Расход вполне соответствует 150 «лошадям» без всяких скидок на массу.

Есть один момент, позволяющий, пусть с потерей в комфорте и нервах, но все-таки использовать Polo GTI в городе для ежедневных поездок на работу. Пробки, конечно, не несут радости ни водителю автомобиля с приставкой GTI, ни самому автомобилю. Но ездить на Polo в пробке можно без особых усилий. Сцепление почти обычное, может, чуть жестче, ход по-фольксвагеновски большой, но терпимый. Самое главное – сцеплением можно «играть», как в обычных машинах. А вот на Fiesta ST подобный номер не пройдет. Впрочем, наверное, напрасно я ее вспоминаю – с производства давно сняли. Жаль конечно, но ничего не поделаешь. Скоро подобная судьба ожидает и Polo GTI. Тоже очень жаль. Время идет, инфляция, все меняется, аппетиты автопроизводителей растут. Вот только все равно обидно, что подобные, в общем-то, небольшие машинки становятся все дороже и дороже, все менее и менее доступны рядовому потребителю. А ведь изначально делались специально для них. Вот такие гримасы экономики. И чем дальше – тем больше.