Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

О чем не рассказывают в автошколах

От инструкторов в автошколе зависит поведение будущих водителей на дороге и, в каком-то смысле, безопасность окружающих их людей. На получении водительских корочек обучение только начинается, ведь при обучении автомобилист получает только простейшие базовые знания. Первое время лучше ездить в компании с заядлым автомобилистом, намотавшим несколько десятков, а то и сотен тысяч километров. «Боевой» опыт будет накапливаться на собственных ошибках и советах бывалых товарищей.

Поездки по трассе с непривычки очень изматывают новичков, настолько, что они могут незаметно уснуть рулем. Лучше всего припарковаться в безопасном месте (на бензоколонке, стоянке, около магазина) и поспать несколько минут. Но если ехать очень надо, можно воспользоваться одним из рецептов, отгоняющих сонливость. Взбодрить могут энергетики с аскорбиновой кислотой, цитрусовые фрукты, шоколад, крепкий кофе и вообще разная еда. Разогнать кровь помогают пение, смена температуры в салоне в холодную сторону (открывание окошек, кондиционер), пощипывание пальцев рук. Некоторые практикуют остановку с пробежкой вокруг машины и короткой зарядкой. Еще один действенный способ – выпить много воды и терпеть давление на мочевой пузырь.

Монотонность езды по трассе может быть нарушена на небольшом перекрестке, где может внезапно появиться пьяный местный житель, который не знает значение знака «уступи дорогу». На узких проселочных дорогах не следует доверять одной встречной фаре – это может быть как мотоциклист, так и автомобиль с неработающей фарой. Из-за едущего навстречу грузовика может показаться обгоняющий его легковой автомобиль, поэтому лучше заранее быть готовым прижаться правее (но не заезжать боковыми колесами на обочину) или притормозить.

Внимательность за рулем приходит не сразу. Сложно быстро сориентироваться, на что обращать усиленное внимание помимо дорожных знаков, дистанции и скоростного режима. Существуют сигналы об опасности, на которые нужно научиться быстро реагировать. Если без ясной причины у едущего впереди автомобиля загорелись стоп-сигналы, нужно сразу убрать педаль с газа – возможно, он собирается объезжать неожиданное препятствие. Обладателям высоких транспортных средств в качестве бонуса предоставляется видимость на одну-две машины вперед – у них будет больше времени на торможение. Когда сразу несколько машин включают поворотники, это говорит о том, что они объезжают аварию, дорожные работы, сломавшийся или ждущий поворота автомобиль или какое-то другое препятствие. Видя массовое перестроение впереди, можно заранее подготовиться к этому же маневру.

Ездить по разбитым дорогам – целое искусство. Несколько лет назад в нашей стране от дорог было лишь название. Сейчас во многих областях ситуация не сильно изменилась, хотя в крупных городах дорожники стараются отслеживать ровность асфальта. Нельзя расслабляться даже на хорошо знакомой дороге – вырытая в ней яма станет двойной неожиданностью для водителя. Предупреждающие сигналы устанавливаются не везде, поэтому, завидев издалека трещину или выбоину неизвестного происхождения, надо сразу замедлить ход, так как рядом с ней могут оказаться другие ямы. Не стоит торопиться и в месте, где проложен новый асфальт – он, к сожалению, не бесконечный. За гладким участком с большой вероятностью начнется ухабистая дорога, разбитая дорожниками. Обычная на первый взгляд лужа на пути может скрывать яму, камень или открытый люк. Если нет возможности ее объехать, проезжать по ней надо на невысокой скорости.


Неповоротливые и медленные на вид грузовики представляют большую опасность для остальных машин. Не все водители озабочиваются о покрытии перевозимого тентом, поэтому из грузового отсека могут вылетать камни, легкий груз. На светофоре, особенно на подъеме, не стоит слишком сильно прижиматься к стоящему спереди грузовику – в начале движения они часто откатываются назад. Обзор у большегрузных машин намного хуже – в кабине нет зеркала заднего вида, и водитель может не заметить близко стоящую «легковушку». От фур с раздвижными или открывающимися вниз задними дверями лучше держаться на расстоянии, превышающем длину этой самой двери, на случай, если она откроется.

Предупреждать о своих маневрах следует заранее, но ожидать такой же сознательности от других участников движения не стоит. Если едущая рядом машина моргает поворотником, это еще не значит, что она будет поворачивать, а если и будет, то не факт что именно в указанную сторону. Только начало маневра может убедить в намерениях другого водителя. Дистанция соблюдается не только для того, чтобы успеть остановиться в случае аварийного торможения. «Запасное» расстояние до едущего впереди автомобиля поможет, если он вдруг надумает поворачивать там, где вам надо ехать прямо. Чтобы не ждать, пока ему уступят дорогу или загорится стрелка светофора, запасенными метрами можно воспользоваться для объезда. Эти же метры спасут заднюю часть стоящего спереди автомобиля в случае удара в собственный сзади при инерционном толчке.

Перестраиваясь в левый ряд, лучше перестраховаться взглядом через левое плечо, чтобы не столкнуться с машиной, едущей в мертвой зоне бокового зеркала. Перед поворотом налево обязательно нужно убедиться, что вас никто не обгоняет, даже если на дороге более двух рядов в обе стороны. А в пробках надо поглядывать и перед поворотом направо, так как находится немало желающих объехать затор по обочине. При смене ряда движения надо быть готовым к тому, что скоростной режим там может отличаться, а то и вовсе поток останавливается.

Торможение не всегда становится выходом из аварийной ситуации, а в ряде случаев становится ее причиной. На большой скорости резко тормозить без критической надобности нельзя, сначала нужно убедиться в зеркало заднего вида, что едущий сзади тоже замедляет ход. В зимнее время тормозной путь значительно увеличивается, а некоторые несознательные автомобилисты не затрудняют себя сменой резины. В список опасных поверхностей для торможения входят и рельсы (если машина едет непосредственно по железу), и лужи, и дворовые территории, где часто бывает гололед.

Сидя в уютном кресле в салоне автомобиля, водители часто не думают о тех, кто по другую сторону баррикад. Пешеходы могут появиться в любом месте, даже на скоростных магистралях. Пропустить пешехода не составит большого труда, но даже это благородное дело надо совершать с осторожностью. Перед тем, как уступить дорогу человеку, надо учесть, что он может попасть под колеса обгоняющего вас автомобиля. Вставать колом перед «зеброй» тоже опасно – едущие сзади машины могут не успеть оценить обстановку. Если есть подозрение, что идущий вдоль дороги человек пьян или это маленький ребенок, нужно максимально снизить скорость – эти пешеходы являются источниками повышенной опасности, их маневры предугадать невозможно. Обострять внимание следует во время поездки мимо общественного транспорта – к нему могут бежать пассажиры, а вышедшие на остановке люди могут тут же начать переходить на другую сторону дороги. То же касается стоящей на обочине машины – у нее может резко открыться дверь, водитель может внезапно начать разворот или выезжать на полосу попутного движения.

Каждый проходит этот период, кто-то осваивается на дороге быстрее, кто-то дольше. Многие со временем забывают, что и сами поначалу попадали в затруднительные ситуации. Главное – помнить о взаимовыручке и быть терпимыми к «зеленым» водителям.