Апрель и май будут «месяцами шока»Непростая ситуация, сложившаяся на российском автомобильном рынке, длится уже не первый месяц. Производители сокращают рабочую неделю, останавливают конвейер, увольняют персонал. Продавцы удивляют скидками, акциями и ценами прошлого года, когда рубль был еще более или менее «в цене». Эксперты предлагают различные варианты спасения, а участники рынка анализируют ситуацию и варианты развития событий. О планах компании и том, что нас ожидает в ближайшем будущем мы расспросили генерального директора Jaguar Land Rover Russia Дмитрия Колчанова.
Дмитрий Колчанов: Кризис повлиял на всех производителей в той или иной степени. Хорошие результаты 2008-го года, которые продемонстрировал рынок, мы очень довольны были нашими показателями. Например, Land Rover продал более 20 тыс. машин и вышел на третье место в мире после Великобритании, который является домашним рынком для нашего брэнда, и США. Если говорить о России, то мы в течение года были неоднократно лидером в премиальном сегменте и обошли многие известные брэнды. Результаты года были очень хорошими и для Jaguar, потому что в прошлом году мы запустили XF. Результаты продаж этой марки впечатляют, и мы добились существенного роста и по Jaguar. Этот год оказался гораздо более сложным для всех. Мы не достигли дна кризиса. Мы показали очень хорошие результаты продаж в декабре и январе. Февраль также показывает неплохую тенденцию. Но вся тенденция завязана на тот факт, что на сегодняшний день все производители, и мы не исключение, продолжают торговать автомобилями, завезенными по старым пошлинам либо автомобилями, которые импортировались по старому курсу рубля. Вы знаете, как изменился курс рубля по отношению к доллару и, естественно, все производители находятся под давлением этих изменений в связи с тем, что автомобили производятся не в России. Несмотря на то, что наши автомобили производятся в Великобритании, все комплектующие импортируются либо из Европы, либо из США, либо из Азии. Стоимость автомобилей существенно «завязана» на курс доллара, евро и других валют. Поэтому изменения, которые можно ожидать на рынке, в части повышения цен, уже произошли. В частности, японские производители вынуждены были существенно поднять цены в связи с повышением курса йены. Но рано или поздно это коснется всех, поэтому вновь импортированные автомобили будут находиться уже в другой ценовой категории, и производители будут вынуждены компенсировать свои повышающие затраты за счет повышения цен. Не за горами тот момент, когда вновь импортированные автомобили будут продаваться по существенно более высоким ценам. Вопрос заключается в том, насколько рынок готов будет принять новую ценовую политику и повышение цен на 20–30%. В целом, думаю, премиальный сегмент это коснется меньше всего, потому что люди отдают не последние деньги за автомобиль. Может быть, они начнут покупать что-то более дешевое. В любом случае, если нужен автомобиль, его купят. Но в массовом сегменте ожидается существенное падение продаж. Предсказывать общие тенденции с точки зрения сегмента и называть какие-то цифры на данный момент сложно. Рынок должен стабилизироваться, когда производители объявят свои цены через 2–3 месяца, тогда станет понятно, что клиент может позволить себе в новой ситуации.
Д.К.: Думаю, это сильно зависит от производителя. Есть производители, которые сильно переоценили рынок. Или по каким-то причинам у них было избыточное производство. Действительно, есть брэнды, которые еще долго могут продаваться по старым ценам. У Land Rover и Jaguar такого нет. И объективно, склады, с которыми мы вошли в новый год, были достаточно сбалансированными. Может быть, не по всем позициям, но объективно у нас не было существенного затоваривания. Так что я думаю, если клиент заинтересован в приобретении автомобиля наших марок, ему лучше сделать это в ближайшее время, потому что мы планируем повышение цен, и счет идет на недели.
Д.К.: Не берусь загадывать, и государственные деятели не давали ожиданий по срокам. Но начинаю сомневаться, что через 9 месяцев они будут отменены. Потому что фундаментальных изменений в конкурентоспособности российского автопрома за 9 месяцев достигнуть невозможно. А поскольку это была основная причина введения пошлин, то они вряд ли будут отменены.
Д.К.: Не думаю, что 5% существенно повлияли на премиальный сегмент, в котором мы находимся. Потому что здесь 5% от цены – это не так принципиально, как для человека, который приобретает автомобиль за 15–20 тыс. долларов.
Д.К.: Большая часть производителей, которая занимается сборкой в России, все-таки не достигла уровня локализации компонентов, которая требуется для сохранения структуры затрат. Большинство компонентов все-таки импортируется, а труд людей на заводе составляет не столь большую долю общей себестоимости автомобиля. В основном это пластик, железо, двигатели. То есть процентное соотношение стоимости затрат, которые сформированы в рублях, не столь высоко, и это далеко не половина стоимости автомобиля. Для большинства производителей в России изменение курса рубля, которое повлекло за собой существенный рост затрат, которое сохраняется в валюте, все равно будет действовать. Поэтому их ценовая политика будет также меняться. Не думаю, что будет какая-то существенная возможность для производителей, которые занимаются сборкой в России, сдвинуть объем продаж в лучшую для себя сторону за счет конкурентов, которые этого не делают, или за счет российских автомобилей. При этом экономия, которая достигается за счет отсутствия пошлины, во многом идет на окупаемость завода или инвестиций, которые были достаточно существенными. Сложилась достаточно сбалансированная ситуация, и вряд ли удастся достичь значительных изменений за счет производства в России в условиях кризиса или в условиях падающего курса рубля. Может быть, только за счет агрессивного маркетинга или агрессивных цен.
Д.К.: Не думаю, что смогу это прокомментировать. В силу того, что мы не попадаем в область автомобилей, кредит на которые будет дотироваться. С нашей стороны интерес к этому минимален. Вопрос о включении тех или иных моделей надо задавать людям, которые разрабатывали этот документ. Но я не думаю, что эти средства, при всей сложности технологической исполнения, возымеют какой-то эффект. Я также не думаю, что все это даст существенный толчок к развитию каких-то сегментов рынка с низкой стоимостью.
Д.К.: Вы правы с точки зрения роста дизельного сектора в России по объему продаж. Для Land Rover, в частности, да и автомобилей Jaguar тоже. Дизельных автомобилей мы продаем все больше. Интерес понятен – низкий расход топлива. Причем это не только вопрос экономии. Важным является то, что нужно реже заправляться, и человек может доехать на одном баке, например, от Москвы до Санкт-Петербурга. Это просто удобно. С другой стороны, конечно, качество топлива очень варьируется в России. Есть регионы с хорошей статистикой по качеству топлива, есть регионы, где оно очень плохое. И все это «завязано» на том, что неделю топливо хорошее, а вторую неделю – плохое, потому что что-то случилось на перерабатывающем заводе. Россия является одним из официальных полигонов для Land Rover и Jaguar для тестирования автомобилей. Каждый год, особенно зимой, инженеры из штаб-квартиры приезжают к нам и тестируют все автомобили, в том числе и дизельные. Именно в этих условиях – с переменным качеством топлива, переменчивым климатом, с падением температур до – 50 оС. Наши дизельные двигатели специально адаптируются для различных условий. Это касается настройки двигателей и программного обеспечения, которые позволяют эксплуатировать автомобиль в очень широком диапазоне качества топлива. Конечно, если залить совсем плохую солярку, автомобиль будет чувствовать себя не очень хорошо. Но, по крайней мере, уровень терпимости к качеству топлива у наших автомобилей достаточно высок. За последние годы мы существенно нарастили парк дизельных автомобилей в России, особенно по Discovery 3, Range Rover и Range Rover Sport. Несмотря на низкое качество топлива в России, автомобили чувствуют себя хорошо, и никаких нареканий нет. Да, клиентам, которые знают, что в их регионе есть проблемы с качеством топлива, мы иногда рекомендуем в периоды сильных холодов заливать дополнительные присадки, рекомендованные в сервисе. Но это уже на усмотрение клиента, если он заинтересован в подобного рода решениях. Для обеспечения холодного запуска были сделаны существенные изменения. В частности, предпусковой подогреватель двигателя, который обеспечивает запуск именно дизельных автомобилей при достаточно низких температурах. И эти температуры существенно ниже тех, при которых запускается двигатель конкурентов.
Д.К.: Да, я хотел бы подчеркнуть, что мы сознательно идем на то, чтобы для России установить более короткие сервисные интервалы. Это связано с жесткими условиями эксплуатации с точки зрения климата, качества дорожного покрытия и, как ни странно, стиля вождения. Нельзя сказать, что наши люди ведут себя как-то неадекватно на дорогах, просто таких пробок, как в некоторых наших регионах, надо еще поискать. И все это, естественно, приводит к неизбежному повышенному износу. Наши рекомендованные интервалы созданы как раз с учетом российских условий эксплуатации и отличаются от сервисных интервалов в других странах. Но мы не исключительны в этом отношении. Есть много стран, для которых также созданы особые условия сервисных интервалов.
Д.К.: Не происходит каких-то существенных жертв с точки зрения качества и потребительских характеристик автомобиля. Это вопрос в большей степени настройки. Двигатель тот же самый, который продается и в Европе. Просто программное обеспечение, регулирующее работу двигателя и его реакцию на различное качество топлива, адаптировано для российских условий. Конечно, оно не позволяет заливать что-то отвратительное с водой, но все-таки толерантнее относится к качеству топлива. Так что никаких существенных пониженных потребительских характеристик за счет низкого качества топлива клиент не получает.
Д.К.: Это очень зависит от модели. Если мы говорим о Discovery и Freelander, то это порядка 80–85%, если мы о Range Rover и Range Rover Sport, то это порядка 45–50%. У Jaguar существенно меньше, на сегодняшний день это только X-Type – порядка 25% приходится на дизельные автомобили. Мы планируем привезти XF новый с новым трехлитровым дизельным двигателем, так что посмотрим, как пойдут дизели на нем.
Д.К.: Defender, в отличие от многих других автомобилей в России, занимает совершенно особое место. Потому что для многих стран он позиционируется в качестве военного. Его покупают вооруженные силы многих стран мира. Он – реальный труженик, выполняющий тяжелую работу. В России он приобретается многими людьми для удовольствия. Этот автомобиль олицетворяет историю брэнда. Люди приобретают этот автомобиль для активного отдыха – охоты, рыбалки, поездок на природу. Это настоящий профессиональный автомобиль для бездорожья. Или это люди, которые демонстрируют приобретением такого автомобиля свой стиль жизни. Есть люди, которые с удовольствием ездят на Defender, демонстрируя свой истинно мужской характер. Часто Defender бывает четвертым или пятым автомобилем в семье. Наверное, так мы можем обрисовать нашего клиента. В прошлом году нами была представлена здесь юбилейная, очень интересная версия - Defender SVX. Если поискать, наверное, можно найти пару машин для приобретения, хотя они были очень быстро раскуплены коллекционерами, потому что их всего было 250 машин.
Д.К.: В последнее время было открыто большое их количество. Так что с точки зрения очередей на обслуживание у нас этот вопрос не стоит. Может быть февраль – не самый удачный месяц с точки зрения сервисного обслуживания, но очередей больше, чем на 1–2 дня у нас нет. И то можно сказать это в отношении некоторых дилеров, которые особенно хорошо зарекомендовали себя в работе с клиентами. Сейчас в Москве можно записаться на сервисное обслуживание в тот же день. Если говорить о качестве персонала, то Land Rover и Jaguar за последние годы инвестировали многие миллионы долларов в обучение персонала. У нас существуют программы обучения всех уровней персонала внутри дилерства – начиная от механиков, техников, электриков до уровня сервисных менеджеров и вспомогательных сотрудников, которые обеспечивают приемку машины. Это структурированная программа, которая нацелена на то, чтобы персонал дилера последовательно рос в квалификации. Хочу еще отметить, что у нас есть проект в поддержку продажи подержанных автомобилей через дилерские центры Jaguar Selected и Land Rover Selected. Принципиальное отличие того от других производителей – продажа автомобилей с продленной гарантией. Клиент, приобретая подержанный автомобиль через дилерский центр Jaguar или Land Rover, приобретает не просто машину нашей марки, которая сертифицирована и прошла сервисное облуживание. Он приобретает автомобиль с гарантией на часть существенных частей – коробку, двигатель, электронику. У него есть гарантия, что если с автомобилем что-то случится, ему будет оказана бесплатная помощь и устранена неисправность. По сути, происходит страхование клиента от такого рода случаев.
Д.К.: Я бы не стал прессинговать региональных дилеров за низкое качество работы. Просто, как правило, там дилерские центры открыты относительно недавно. Нужно понимать, что для того, чтобы вырастить профессионального электрика, требуется 2–3 года работы как производителя, так и дилера. Академики на пустом месте не возникают. Это просто проблема роста. Мы их решаем с помощью дистанционных специалистов или специальной «летучей команды», которая выезжает и решает проблемы на месте. Кроме того, мы всегда предлагаем клиенту подмену автомобиля.
Д.К.: Надеюсь, что такая же, но затрудняюсь ответить. Если это не так, то, скорее всего, нет достаточной поддержки со стороны производителя.
Д.К.: Когда все уже ввезенные автомобили будут проданы, резко упадет спрос. Какое-то время будет шок и затишье, а потом наступит стабильность. Думаю, что период шока, т.е. осознание того, что автомобиль больше не стоит столько, сколько он стоил в 2008 году, придется на апрель–май этого года. Потом начнется стабилизация рынка, плавное привыкание к новым ценам, новым объемам продаж. В том числе и в нашей стране. И я думаю, что это не может продлиться долго.
|
|