Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Оформлять ДТП теперь можно без участия автоинспекторов

С началом весны в законе об ОСАГО вступили в силу поправки, позволяющие в случае небольшой автомобильной аварии не прибегать к вызову сотрудников ДПС и решать вопросы по выплатам со своей страховой компанией. Теперь оформить все необходимые документы можно будет самостоятельно и, освободив дорожную часть для свободного проезда, ехать на пост для регистрации ДТП. Затем пострадавший идет в выбранную им страховую компанию, чтобы возместить ущерб.

Самостоятельное оформление участниками документов по аварии – не такое уж новшество. Раньше разрешалось оформить ДТП на месте без сотрудников ГИБДД, а затем ехать на пост для регистрации происшествия. Но автомобилисты редко использовали эту возможность из-за недоверия к оппоненту и боязни последующих проблем с автоинспекторами из-за неточных указаний деталей аварии. Новые правила немного облегчат дорожное движение – теперь «поцеловавшиеся» бамперами водители не будут занимать одну-две полосы, создавая пробку. Они смогут договориться между собой, заполнить необходимые документы и разъехаться по своим делам. Ведь часто бывает, что, не желая ждать гаишников, несильно столкнувшиеся машины просто покидают место ДТП.

Под несерьезным дорожно-транспортным происшествием подразумевается авария с участием не более двух автомобилей без нанесенного чьему-либо здоровью вреда, в которой ущерб причинен только имуществу и сумма его не превышает 25 000 рублей. Участники не должны иметь разногласий, и у обоих страховые полисы должны быть оформлены не ранее 1 марта 2009 года. По мнению законотворцев, такое нововведение снизит нагрузку на сотрудников ГИБДД, которые вынуждены выезжать на каждое ДТП. Иногда их поездки совершаются впустую, так как, пока они едут к месту происшествия, водители успевают договориться о решении конфликта мирным путем.

Сами служители правопорядка видят в этом не столько облегчение, сколько грядущие проблемы с установлением виновника аварии. Со стороны может показаться, что с записью всех данных и рисунком схемы ДТП легко справиться обычному автомобилисту. Но по сравнению с зачастую взволнованными и испуганными водителями сотрудник ГАИ наметанным глазом лучше разберется в ситуации. Попавший в аварию человек может сразу не заметить многих деталей, находиться в состоянии шока или вообще быть запуганным оппонентом. Их мнение поддерживают страховщики – для самостоятельного оформления дорожного инцидента надо быть точно уверенным в своем решении.

Вторая поправка с одной стороны обрадовала водителей, но с другой стороны – «напрягла» страховые компании. Введение прямого возмещения убытков грозит активизацией мошенничества. Со стороны страховщиков это потребует большего внимания при рассмотрении страховых случаев. Некоторые фирмы готовы создать или расширить специальные отделы, которые будут заниматься подозрительными делами. Сейчас из 100 возмещений около 30 выплачиваются нечестным на руку автомобилистам, инсценировавшим аварию. С новыми правилами этот процент может резко увеличиться, так как составление схем ДТП будет проводиться участниками аварий без представителей ГАИ. А уж наш народ умеет проявлять смекалку, тем более на фоне экономического разлада.

Первое время после введения новшеств будет самым прибыльным для аферистов, пока гаишники и страховщики не обкатают новые схемы работы и не выявят подводные камни. Так, нетрезвые водители смогут избежать наказания, если договорятся со вторым участником ДТП. Поэтому сотрудники ГИБДД советуют вызывать их на место происшествия, если есть подозрение, что второй участник аварии пьян. Несколько вариантов мошенничества с деньгами уже известны. Самый распространенный – сфабриковать с подельником аварию, чтобы получить выплату за полученный ранее ущерб. Так можно будет незаконно получить деньги за помятый на парковке или во дворе кузов или другие повреждения, не попадающие под возмещение.

Более масштабный способ – покупка сразу нескольких полисов ОСАГО, подделка аварии и получение выплат сразу от всех страхователей. В этом поможет отсутствие общей страховой базы, которая и сейчас на руку тем, кто, попав в ДТП, переходит из одной компании в другую, чтобы не платить больше за аварийную историю. Причем сумма возмещения будет варьироваться в зависимости от компании, так как единая система оценки ущерба также отсутствует, и каждый страховщик начисляет за одни и те же повреждения разные суммы. Хотя «крупная рыба» вряд ли будет связываться с этим, так как максимальная выплата составляет всего 25 000 рублей. Риск попасться слишком велик, а для покупки страхового полиса необходимо предоставить свои паспортные данные.

Самостоятельно фиксировать ДТП следует очень внимательно, необходимо правильно заполнить бланк специального извещения для страховой компании. Для этого сначала лучше прочитать памятку, в которой указаны правила заполнения. Затем нарисовать схему аварии, в которой обязательно должны быть отображены транспортные средства до и после столкновения, названия улиц, дорожные знаки и разметка. В случае, если оценить ущерб на глаз сложно, можно прибегнуть к помощи аварийных комиссаров. Жаль только, что трудности по возмещению ущерба по-прежнему ложатся на плечи пострадавшего. Он, как и раньше, будет бегать по инстанциям и собирать необходимые справки, писать заявления…