Удостоверение водителя: выбираем свою категориюВодительское удостоверение возводит обычного автолюбителя в ранг водителя. С этим документом при наличии соответствующей категории он может сесть за руль мотоцикла, легкового и грузового автомобилей, грузовиков различной массы и автобуса. Также можно стать обладателем удостоверения, дающего право управления трактором, квадроциклом и снегоходом. Обычно автомобилисты ограничиваются категорией В, которая дает право управлять машиной с разрешенной максимальной массой, не превышающей 3,5 т, число пассажирских мест в которой, помимо сиденья водителя, не может превышать 8 единиц. Под эту категорию попадают сотни моделей различных марок, которые могут удовлетворить разные потребности: от поездки по городу налегке до организации переезда. Открытая категория В позволяет сесть за руль и юркой малолитражки и вместительного минивэна. Категория А относится к мототранспортным средствам. Открыв ее, водитель официально допускается к управлению мотоциклами и мотороллерами. В течение полугода после сдачи экзаменов на категорию В при открытии А не требуется сдача теоретического курса. Отметим, что для управления наводнившими рынок мопедами не требуется водительское удостоверение, но из-за многочисленных жалоб автомобилистов на неадекватное поведение водителей на мопедах правительство стало искать решение этой проблемы. Один из предложенных вариантов – включение малолитражных мопедов в список мототехники, попадающей под категорию А. К открытию категорий А и В можно готовиться самостоятельно, приехав в ГАИ лишь на экзамены. Получение прав «экстерном» сводится к тому, что человек, получивший знания не в автошколе, приносит заявление кандидата в водители, удостоверение личности с регистрацией, медицинскую справку, экзаменационную и водительскую карточки (бланки РЭО), две фотографии и оплачивает госпошлины. Также есть ускоренный курс обучения в автошколе, но стоит он обычно дороже и материал нужно усваивать быстрее. За руль грузовика можно садиться обладателям водительской корочки с открытой категорией С. Она дает право на вождение автомобиля, предназначенного для перевозки грузов, разрешенная масса которого превышает 3,5 тонны. Помимо стандартного обучения езде на грузовиках, существует программа по подготовке военных водителей и другие специальные программы. Их могут пройти граждане, не достигшие совершеннолетия. Такое обучение длится несколько месяцев, за которые ученики осваивают основы вождения военной техники и практику устранения технических поломок. Следующая профессиональная категория прав – D. Такие корочки открывают дверь в кабину автобуса или, иными словами, автомобиля, предназначенного для перевозки пассажиров и имеющего более 8 сидячих мест помимо водительского. Водители, открывшие категории В, С или D, могут ездить также с прицепом при условии, что его масса не больше 3,5 тонны. Лет 30 назад автомобильные прицепы были неизменными спутниками дачников, облагораживающих свои несколько соток собственными силами. Заказать грузовик мог себе позволить не каждый, зато с транспортировкой рассады, дивана и стремянки выручали тачки на колесах. Постепенно надобность в них отпала, и редко встречающиеся на дорогах прицепы вызывали ассоциации с «подснежниками». Но в последнее время прицепы вновь стали обретать популярность, на них перевозят лодки, велосипеды, квадроциклы, карты и прочие габаритные предметы. При наличии водительского удостоверения категории В автомобилист может ездить с прицепом, масса которого не превышает массы снаряженного автомобиля категории В (полностью заправленного и оснащенного необходимыми запасными частями, за исключением веса водителя, пассажиров и груза), а общий вес этого состава не превышает 3,5 тонны. В случае, если вес перевозимого больше, необходимо открыть категорию Е. Для этого отдельно сдается экзамен на право управления составами транспортных средств. Если в качестве тягача выступает автомобиль категории В, то в особых отметках будет сделана надпись «Е к В». По такой же схеме делаются категории «Е к С» и «Е к D». Самая сложная комбинация – «Е к В, С и D», она дает право на управление транспортными средствами с тягачами категорий В, С и сочлененным автобусом. Для многих становится сюрпризом, что управление квадроциклами и снегоходами требует отдельного водительского удостоверения. Этот сегмент техники еще не сильно развит в нашей стране. Да и шанс, что в поле или в лесу квадроциклиста или человека на снегоходе, тракторе или мотовездеходе остановят для проверки документов, очень мал. Следуя закону, каждый сидящий за рулем внедорожного самоходного транспортного средства обязан иметь соответствующую лицензию. По законам Российской Федерации существуют ограничения на получение водительского удостоверения. Так, категорию А можно открывать в 16 лет, В и С – по наступлении совершеннолетия, а D и Е – только с 20 лет. Хотя обучиться можно и раньше, но к экзаменам допустят лишь в соответствующем возрасте. После успешной сдачи экзаменов автомобилисту выдается водительское удостоверение, на котором указаны его данные русскими и латинскими буквами. По истечении 10 лет после выдачи права необходимо менять, в таком случае предыдущий стаж вождения будет указан в особых отметках. В правительстве давно идут вялотекущие разговоры о введении новых категорий водительских удостоверений. В числе различных вариантов к наиболее приемлемым можно отнести разделение действующих А, В, С, D и Е на несколько видов. Существующий ныне список из пяти категорий может быть расширен до 12 позиций. Мотоциклетные и легковые будут поделены на два вида, по рабочему объему мотора и наличию коляски. Грузовые категории С, D и Е планируется разделить на три вида по максимальной массе, количеству сидячих мест и наличию прицепа.
|
|