Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Финские каникулы

Новогодние праздники – традиционно самая горячая пора отпусков! По статистике последних лет до 15% жителей российских мегаполисов в каникулы отправляются на отдых за границу. Однако с наступлением финансового кризиса вопрос «Куда поехать в каникулы?» для большинства россиян стал вдвое острее.

Потратить 4-5 тыс. евро на отдых с семьей из 3-4 человек на горнолыжных курортах Австрии, Швейцарии или Испании могут далеко не все, а в современных экономических условиях и подавно. Но если уехать на отдых в Европу все-таки хочется, а средств немного, то великолепной альтернативой могут стать автомобильные путешествия. Естественно, пытаться добраться на автомобиле до австрийских или французских Альп, не говоря уже о каталонских Пиренеях, в новогодние праздники вряд ли стоит. А вот, скажем, съездить в Финляндию и Швецию можно вполне, что мы и решили доказать на собственном опыте.

Подготовку к новогодним каникулам в Суоми следует начинать не позднее сентября. В это время выбор свободных коттеджей на период праздников еще достаточно велик, так что можно подыскать оптимальный вариант: неподалеку от горнолыжного курорта и не слишком далеко от границы. К началу октября все лучшие домики, как правило, уже разобраны: остаются предложения лишь по Лапландии – в 400-500 км от российской границы. Горки там, конечно, выше и лучше, но протяженность маршрута в этом случае возрастет в полтора раза.

Изучив все доступные предложения, останавливаемся на коттеджном поселке Леппяниеми в центральной Финляндии на берегу озера Исо-Ройни в 140 км к северу от Хельсинки, 190 км от границы и 32 км от ближайшего горнолыжного курорта Саппее. Цены на коттеджи, в зависимости от вместимости, варьируются от 1000 до 2000 евро в неделю. В среднем получается порядка 200-250 евро с человека (тоже в неделю). При этом внутри есть все необходимое для комфортного отдыха в кругу друзей. Одна-две гостиные, кухня, несколько спален, сауна. В 15 м от входа – богатое рыбой озеро, которое зимой превращается в гладкий как стекло каток. На берегу – беседка для барбекю. Оплатив кредитной картой коттедж, получаем ваучер от финского агентства.

Следующий шаг – визит в финское посольство для оформления визы. Об этом тоже лучше позаботиться заранее. Придя в посольство в конце ноября – первых числах декабря, упретесь в огромную очередь из 500-600 человек, навевающую воспоминания о «совке». Все как в старые добрые времена при покупке мебельных гарнитуров, стиральных машин и прочего дефицита: списки, переклички на морозе по два раза в сутки и полная безнадега пробиться в посольство раньше чем через 4-5 дней. Есть, правда, и более простой вариант – воспользоваться услугами аккредитованного туристического агентства, но в этом случае вместо консульского сбора в 35 евро каждая виза обойдется вам порядка 120-150 евро.

Получив на руки документы, приступаем к выбору автомобилей. Идеальный вариант для дальней зимней поездки с точки зрения комфорта и экономичности – дизельный внедорожник или полноприводный универсал. Но вся беда в том, что объемы багажных отсеков и грузоподъемность большинства моделей не позволяют при максимальной загрузке взять достаточное количество вещей. Восемь человек, столько же объемных чемоданов, горные лыжи с ботинками и прочий дорожный скарб уместить в два автомобиля непросто. Поэтому приходится идти на компромисс.

В качестве комфортного проходимого универсала выбираем Volvo XC70 с 2,4-литровым дизельным мотором D5 мощностью 185 л. с. Новейшая мультимедийная система с DVD-проигрывателем и двумя телевизорами в подголовниках не даст скучать пассажирам. А система адаптивного круиз-контроля с функцией предотвращения столкновения заметно облегчит жизнь водителя. Достаточно выставить на круиз-контроле максимально допустимую скорость и комфортное расстояние до впереди идущего автомобиля, и система самостоятельно будет управлять скоростным режимом, притормаживая Volvo по мере приближения на критическую дистанцию к впереди идущему транспортному средству и ускоряя XC70, как только вы уйдете в левый ряд для обгона или препятствие впереди исчезнет. Звуковая сигнализация и световая индикация на лобовом стекле «разбудит» в случае необходимости экстренного торможения.

Однако багажник Volvo хоть и велик, но грузоподъемность автомобиля (менее 600 кг) не позволит забить его доверху. Поэтому в качестве второго автомобиля берем с собой дизельный Mitsubishi L200 с 2,5-литровым 136-сильным двигателем. В комфорте «японец», конечно, не идет ни в какое сравнение с Volvo, зато его крытый багажный отсек вместит в себя весь дорожный и горнолыжный скарб. Грузоподъемность Mitsubishi позволяет забить его доверху. Единственный минус – к длинным перегонам L200 не слишком приспособлен. На полном приводе расход солярки катастрофически велик – 22 л, да и на управляемость применительно к рессорному автомобилю он практически не влияет. Так что в целях экономии топлива большую часть маршрута, скорее всего, придется проделать на заднем приводе (11,4 л на 100 км).

26 декабря около 7 утра стартуем из Химок. И мы явно не одиноки. С периодичностью 5-10 минут подъезжают и отправляются в Финляндию несколько групп по 2-4 автомобиля. При этом разнообразие транспортных средств впечатляет: попадается даже Mini – явно не самое оптимальный автомобиль для зимнего пробега протяженностью в 2500 км.

Первый перегон, Москва – Выборг, около 830 км, преодолеваем на одном дыхании за 11,5 часов с тремя короткими остановками для дозаправок топливного бака и бачка стеклоомывателя. Дорога по российским меркам вполне приличная. Лишь часть объездной вокруг Великого Новгорода, до которой пока не дошли руки местных дорожников, приводит в уныние обилием выбоин. Та же часть новгородской дороги, на которой уже уложен новый асфальт и стоят разделительные отбойники, щедро усеяна засадами ДПС. В 20:30 прибываем в Выборг, размещаемся в гостинице с совково-прозаичным названием «Дружба» и отправляемся осматривать местные достопримечательности, главная из которых – Выборгский замок, заложенный шведами еще в 1293 году, располагается всего в 300 м от отеля. С этой Святой крепости, возведенной на крошечном острове в Финском заливе, и началась история Выборга («vi» на древне-шведском значит святой, «borg» – крепость).

Следующим утром около 8-ми выдвигаемся в сторону российско-финской границы. До КПП «Торфяновка» – 55 км. Из-за пересменки таможенников очередь растягивается на добрые 5 км. Но после двух часов сплошных «перекуров» наконец оказываемся перед вожделенным шлагбаумом. Заполнение деклараций и «гашение паспортов» занимает около 10 минут. Из документов на машину требуют только ПТС.

Удовлетворившись беглым взглядом в багажник, таможня дает добро, и ворота России открыты. Для страждущих на нейтральной полосе работает магазин беспошлинной торговли: учитывая драконовские цены на алкоголь в Финляндии, в преддверие Нового года короткая остановка здесь позволит сэкономить несколько сотен евро.

Финская таможня и погранохрана в канун праздника работают еще меланхоличнее российских. В машину финны не заглядывают вовсе, следя лишь за тем, чтобы лобовое и передние боковые стекла въезжающих в Суоми автомобилей не были запятнаны тонировкой. На лобовом и передних стеклах допускается только штатная тонировка, светопропускаемость ветрового стекла должна быть не менее 75%, передних боковых стекол – 70%. Изредка проверяют наличие Green Card – европейского аналога ОСАГО. Последнюю можно приобрести прямо на границе, но в 3-4 раза дороже, чем в обычных страховых компаниях (от 2 евро/сутки). Шипованная резина в зимний период в Финляндии не обязательна, однако настоятельно рекомендуется, поскольку значительная часть дорог Суоми в той или иной степени укрыта плотно укатанным снегом.

Сине-желтый значок на обочине извещает о том, что российская часть нашего автопробега подошла к концу, и мы благополучно въехали на территорию Евросоюза. Суровые штрафы (от 115 евро за превышение скорости на 15 км/ч) и низкий скоростной лимит (на большинстве трасс зимой максимально допустимая скорость ограничивается 80 км/ч) приводят к заметному снижению нашей средней скорости. Оставшиеся до Леппяниеми 220 км мы преодолеваем за 4 часа, остановившись лишь раз – для покупки рыбы и икры к новогоднему столу. У границы разбросаны десятки киосков, торгующих свежей и копченой рыбой. Мы выбрали один из магазинов «Саву-Кари» (Lepikonranta, Hamina), которые уже на протяжении 10 лет радуют финнов и россиян деликатесами собственного производства. Здесь есть все рыбные деликатесы Суоми: икра, креветки, свежайшая морская форель, лосось, сиг, ряпушка, угорь и осетр в свежем, соленом и копченом виде по старинным финским рецептам.

Около трех часов пополудни мы наконец добираемся до конечной точки первой части нашего путешествия. Аккуратные, почти сказочные бревенчатые домики Леппяниеми как нельзя лучше способствуют созданию новогоднего настроения. Предвкушение недели беззаботного отдыха на берегу тихого финского озера с ежедневными визитами на горнолыжные курорты способствует избавлению от усталости, накопившейся за время автопробега.

Ближайшая горка – Саппее – находится всего в 32 км от Леппяниеми. Но если хочется разнообразия, можно доехать и еще до двух горнолыжных курортов – Мессила (около 60 км) и Химос (120 км). Стоимость дневных ски-пассов везде примерно одинаковая: от 29 до 33 евро. При желании можно отправиться посмотреть старую крепость в Хямелинна или на шопинг в Тампере. Хотя в последнем нет особого смысла, ведь ровно неделю спустя – утром 3 января – наш путь лежит в славящуюся своими магазинами столицу Финляндии.

Лучшее место для шопинга в Хельсинки – крупнейший в Финляндии и Скандинавии торговый центр Itakeskus (Turunlinnantie, 4), находящийся на въезде в столицу, в 10 км от центра. Под крышей огромного пассажа собраны десятки магазинов самых известных марок, витрины которых приятно радуют взгляд 30-70% праздничными скидками. Пару часов спустя, изрядно пополнив свой багаж материальными ценностями, усаживаемся обратно в автомобили и отправляемся знакомиться с ценностями духовными. Последних, правда, в Хельсинки не так уж и много. С точки зрения достопримечательностей финская столица – не самый продвинутый город Европы.

Припарковав машины прямо на рыночной площади в порту, благо в праздничные и выходные дни парковка тут бесплатная, отправляемся к сердцу Хельсинки – на Сенатскую площадь, в центре которой красуется установленный в конце XIX века памятник российскому императору Александру II, а вершину массивной лестницы венчает громада лютеранского Кафедрального собора – самого величественного здания финской столицы. По уровню узнаваемости и притягательности для туристов с главным собором Хельсинки может поспорить разве что Северный Гибралтар – возведенная в середине XVIII века на одном из прибрежных островов финской столицы морская крепость Суоменлинна, которая сегодня является крупнейшим в Суоми собранием музеев, парков и садов.

Учитывая скудность культурной программы в Хельсинки, ограничивать новогодний вояж рамками одной лишь Финляндии было бы неразумно. Поэтому еще за месяц до поездки мы забронировали из Москвы билеты на паром Хельсинки – Стокгольм. Однодневный круиз до Стокгольма и обратно в четырехместной каюте и перевозка автомобиля в оба конца обошлись всего в 80 евро с человека. На борту парома – десятки ресторанов, танцполов, сауны, бассейны, казино, магазины, в т. ч. беспошлинной торговли. Так что скучать не придется!

Путь до шведской столицы занимает 16 часов. Следующим утром паром швартуется в скандинавском порту. В отличие от Хельсинки, в Стокгольме действительно есть что посмотреть. Одного дня на «разграбление» города явно мало, и хотя наличие автомобилей позволяет существенно минимизировать временные затраты на передвижение по шведской столице, первое знакомство со Стокгольмом приходится ограничить посещением городской ратуши на острове Кунгсхольмен, прогулкой по извилистым улочкам старого города и парой органных концертов в местных соборах. Венцом экскурсии становится визит в музей «Васа», где хранится главная историческая изюминка современного Стокгольма – шведское военное судно, затонувшее в 1628 году неподалеку от берега. Несмотря на трехвековой сон на дне Балтийского моря, лишь в 1961 году прерванный подъемом на поверхность, «Васа» находится в прекрасном состоянии и сегодня является единственным в мире кораблем столь почтенного возраста, дошедшим до нас в первозданном виде.

Увы, от завораживающего взгляд деревянного красавца XVII века все-таки приходится оторваться, чтобы вернуться на палубу прозаично-комфортабельного стального парома века XXI. Но выбирать не приходится: ровно в 17:00 он возьмет обратный курс на Хельсинки, с которого начнется путь на родину протяженностью в 1200 км.