Халва, лапша и вилка – кулинарная троицаСколько не говори «халва», во рту сладко не будет. Эта восточная мудрость, вложенная в уста Ходжи Насреддина, не перестает быть актуальной и в наши дни. А вспомнилось мне это изречение после телефонного разговора с представителем Горьковского автозавода. Решив основной вопрос (речь шла о возможности и времени проведения тест-драйва одной из новинок автозавода, которая в ближайшее время может стать весьма актуальной), я на правах главреда решил поинтересоваться, как обстоят дела на заводе сейчас. Не секрет, что автопроизводителям во всем мире сейчас не сладко. В лучшем случае они пытаются максимально сэкономить на всем, что не связано напрямую с производством и продажами автомобилей. Например, сокращают программу участия в автосалонах. В худшем вовсе отказываются от них. Так поступил концерн Nissan, отказавшись от участия в Детройтском и Чикагском автосалонах. Такое же решение в отношении Токийского салона приняли в Volvo. Конечно, участие в автосалоне – неизбежные маркетинговые траты. Именно здесь производитель наиболее полно представляет свои новинки и перспективные разработки потенциальным покупателям. Но это – косвенная поддержка продаж, которой в тяжелое время, когда речь идет о выживании предприятия как такового, можно поступиться. В условиях дефицита средств приходится делать выбор между автосалонами, коих в мире «развелось» немало. Кстати, отказываясь от участия в каких-то определенных автосалонах, производитель однозначно обозначает свои приоритеты. Однако хватит об «иностранцах», вернемся к отечественным «железным друзьям». В середине декабря 2008 года премьер-министр обещал всяческую поддержку отечественному автопрому – от госгарантии по кредитам и выкупа облигаций до мер по стимулированию спроса. В качестве основных мер изначально предполагалось следующее: во-первых, обнулить стоимость перевозки отечественных автомобилей за Урал, во-вторых, субсидировать две трети ставки рефинансирования при покупке автомобиля стоимостью не более 350 тыс. руб. в кредит. Ставка рефинансирования сейчас составляет 13%, стало быть, компенсировано будет порядка 8,65%. Звучит неплохо, а как на деле? На деле «АвтоВАЗ» и РЖД в конце января 2009 года подписали соглашение о снижении стоимости перевозок автомобилей на дальние расстояния вдвое. Постойте, а как же другие производители? А как же обнуление? Дальние расстояния – это ведь за Уралом, где, так уж сложилось исторически, у нас праворульная страна подержанных «японцев». Чтобы продукции «АвтоВАЗа» конкурировать (уже не говорю успешно, просто конкурировать) с ними, мало сделать ввозные пошлины на подержанные иномарки заградительными, нужно еще и соответствующим образом (читай – рублем) простимулировать потребителя. Достаточно ли будет подобной «стимуляции», увидим очень скоро – потребитель привык голосовать рублем. Причем своим. С «во-первых», вроде, разобрались. А что с «во-вторых»? Ставка кредита на покупку автомобиля (в рублях) составляет сейчас порядка 30%. Немало! И это только декларируемая ставка, которая, как известно, отличается (иногда довольно значительно) от эффективной. Есть банки, которые отказались предоставлять кредиты в рублях и предлагают только в долларах или евро. Абсолютные величины таких ставок не выглядят слишком высокими – не более 15%. Но если учесть темпы, с которыми идет девальвация национальной валюты, то в рублевом эквиваленте в итоге может набежать до 50% годовых и более, в зависимости от того, насколько еще рухнет рубль к концу года. Так вот, невинный вроде бы вопрос, который в слегка упрощенной форме можно сформулировать в виде привычного всем «как дела?», получил весьма пространный и, увы, неутешительный ответ. Оказывается, денег нет. Совсем нет. Получается, что за месяц с «гаком», который прошел с момента объявления о поддержке отечественного автопрома, отечественное правительство не удосужилось выделить на это денег. Или не удосужилось проверить, дошли ли деньги до тех, кому они реально выделялись. Об этом, кстати, официально заявил и президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин. Получается, что пока нас кормят «кулинарной троицей». А что, нормально – есть и первое, и второе, и третье…
|
|