Помешает ли кризис росту российского авторынка?Предположения, что стабильный экономический рост и увеличение продаж автомобилей, наблюдаемый в последние годы, приведет Россию на первое место в Европе по продажам легковых автомобилей, не подтвердились из-за финансового кризиса в США, Европе, а также и России. Он охватил страну в момент наивысшего равновесия и оставил открытым сценарий ее долгосрочного развития. В 2007 году исполнилось девять лет с тех пор, как страна стала стабильно развиваться после финансового кризиса 1998 года и расти в среднем на 6,9% в год. Нефть, природный газ, металлы и древесина приходятся на более чем 80% экспорта и 30% государственных доходов, в результате чего страна уязвима к резким колебаниям мировых цен на сырье. В 2007 году иностранные инвестиции в российскую экономику составили 27,8 млрд долларов, из которых 353 млн долларов были вложены в автомобильную промышленность и машиностроительный сектор. Влияние экономической рецессии на российский автомобильный рынок становится все более и более очевидным. 18 ноября 2008 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подчеркнул, что кризис распространяется из финансового сектора в сектора реальной экономики. Мировой автомобильный рынок является одним из наиболее уязвимых в условиях меняющейся кредитной политики. Всемирный финансовый кризис склонил финансовые учреждения и банки к изменению своей кредитной политики и сокращению дешевого розничного кредитования, что, как ожидается, затронет не только российских автопроизводителей, но также дилеров и импортеров иномарок. «Учитывая тот факт, что более 45% продаж легковых автомобилей в России финансируется за счет банковских кредитов, финансовый кризис в России заставил банковскую систему воздержаться от приема практически всех заявок на займ на новые автомобили для россиян», – отмечает младший аналитик по исследованиям в автомобильной и транспортной промышленности компании Frost & Sullivan Ольга Кривецкая. Лишь в ноябре 2008 года продажи новых иностранных легковых автомобилей в России снизились на 19,3% по сравнению с октябрем 2008 года, однако рынок по-прежнему демонстрирует рост продаж по сравнению с тем же периодом в 2007 году. Резкое падение спроса на автомобили подталкивает российских и зарубежных производителей пересмотреть свои стратегические планы производства и реализации своих программ капиталовложений в 2009 году. ГАЗ, «АвтоВАЗ», «КамАЗ» являются крупнейшими российскими производителями, на деятельности которых, как ожидается, нынешний экономический кризис будет сказываться негативно. С 19 ноября 2008 года «Группа ГАЗ» ввела трехдневную рабочую неделю в ответ на снижение спроса на автомобили. 9 октября 2008 года «КамАЗ» заявил, что компания сократит число своих сотрудников примерно на 10% и введет 32-часовую рабочую неделю. За 11 месяцев 2008 года «АвтоВАЗ» продемонстрировал некоторое снижение объемов продаж на 2,6% по сравнению с предыдущим годом. Тем не менее, продажи Lada Priora показали позитивную динамику, резко увеличив объем продаж в 2008 году. Иностранные производители Renault, Ford и General Motors пересмотрели свои производственные планы на январь 2009 года в России и задержали постановку на производство новых моделей. Заинтересованные стороны уделяют пристальное внимание показателям развития российского автомобильного рынка, поскольку ожидается, что экономическая рецессия проявит себя в начале 2009 года. Среди значительных изменений, которые введены в России в 2009 году, находится одно ключевое – реструктуризация в политике импорта подержанных автомобилей. Важным изменением является увеличения импортных тарифов, а также уменьшение максимального возраста с 7 до 5 лет подержанных автомобилей, разрешенных для ввоза, что значительно может снизить объем импорта, но в долгосрочной перспективе постепенно ускорить развитие сборки автомобилей в России. Ожидается, что российский автомобильный рынок начнет стабильно расти в конце 2009 года. «Как только российский банковский сектор преодолеет месяцы финансового кризиса, автомобильные кредиты будут снова доступны для россиян. Продажи легковых автомобилей, как ожидается, вырастут, однако, скорее всего, рост будет осуществляться более медленными темпами», – отмечает старший аналитик компании Frost & Sullivan Андрей Ивченко. Компания также прогнозирует, что к 2012 году российский автомобильный рынок станет третьим по величине в мире после США и Китая.
|
|