Колесные диски: компромиссы, вибрации и управляемостьКолесные диски современных автомобилей испытывают существенные нагрузки при езде. Посудите сами – тяжелый внедорожник с объемом мотора под 6 л и массой под 3 т проходит напряженный поворот на хорошей скорости. Представьте себе, какие усилия должны выдерживать диски колеса. А если еще при этом наехать на кирпич, валяющийся на проезжей части, нагрузка многократно возрастет. Запас прочности – дело очень хорошее, особенно в свете двух традиционных российских проблем. Не хочется, заехав в асфальтовую яму с острыми краями, дальше ехать уже на трех колесах, да и не факт, что ехать. Возможно, кувыркаться. С другой стороны, есть такое понятие, как неподрессоренные массы. Явление вредное, чем меньше эти массы, тем лучше управляемость. Недаром производители премиум-сегмента используют для своих автомобилей алюминиевые рычаги, хотя они значительно дороже стальных и менее прочные. Худо будет, если тяжеленные колесные диски сведут на нет все старания уменьшить неподрессоренные массы. Автомобили, продающиеся в простых комплектациях, как правило, оснащены штампованными стальными дисками. Выбор понятен. Во-первых, дешевле в изготовлении, а конечная цена для бюджетного автомобиля имеет существенное значение. Во-вторых, несмотря на низкую себестоимость, они достаточно прочные – при сильном ударе диск не расколется, а только помнется – есть шанс вовремя съехать на обочину. В зависимости от силы удара погнутую «штамповку» придется либо выбросить, либо достаточно будет просто «прокатать» в специализированной мастерской. Конечно, внешне штампованное колесо выглядит не очень, но закрывается пластиковым колпаком, что существенно улучшает внешний вид. Единственное, что не радует, так это цена на оригинальные колпаки у дилеров. Более дорогие комплектации как иномарок, так и отечественных автомобилей продаются уже на легкосплавных колесах. Литые диски легче штампованных, лучше выглядят и имеют более высокую точность изготовления. Управляемость машины на «литье» лучше, что немаловажно, так как более дорогие версии оснащаются и более мощными моторами. Соответственно, их покупателям недостаточно просто перемещаться в пространстве, иногда возникает желание и погонять, и интенсивно пройти поворот. Иначе зачем мощный двигатель? Еще один плюс «литья» в том, что теплопроводность легких сплавов выше, чем у стали, соответственно, тормоза охлаждаются лучше – больше тепла отводится в атмосферу от тормозных механизмов. Интересно, что высокая точность и изначально хорошая сбалансированность «литья» могут сыграть злую шутку с любителями экономии. Я имею в виду тот случай, когда человек ставит на литые диски отечественную резину. В свое время общался с сотрудником специализированной мастерской по прокатке и восстановлению геометрии колес, и он мне поведал одно свое интересное наблюдение. Надоело уже ругать все отечественное, но куда деваться? Может быть, критика в адрес российского производителя, наконец, что-то сдвинет с мертвой точки? В те стародавние времена я ездил на достаточно свежей «восьмерке», купленной с рук. Автомобиль изначально был на импортных легкосплавных дисках и отечественной резине БЦ-19. Меня раздражало то, что колеса несильно, но «колбасило» при езде. Балансировка не помогала, и я, решив, что диски утратили геометрию, отправился их «прокатать». Мастер меня не порадовал. Взяв в руки колесо и увидев маркировку на шине БЦ-19, сказал: «Прокатывать бесполезно, не поможет, хотите кататься без вибраций – ставьте импортную резину». Я возразил: «Как же так! У отца на «шестерке» тоже БЦ, а вибраций никаких не ощущается». Ответ был следующий: «Так на шестерке, небось, «штамповка» стоит, да еще отечественная? Дело в том, что изначальная малая жесткость отечественных стальных колес и изначальная кривизна российской резины через некоторое время компенсируют друг друга, и на скоростях, которые может развить ВАЗ 2106, отечественный «кирпичик» практически с полным отсутствием аэродинамики, этого достаточно». Литые диски – вещь, безусловно, хорошая, кто бы сомневался? Но и тут есть свои подводные камни. Как всегда и везде бывает на российском рынке, и в этой области присутствует некачественный товар. В свое время много нареканий вызывало турецкое «литье». Слишком мягкое для наших дорог, а восстановление геометрии и прокатка – дело накладное. Пару раз прокатаешь и начинаешь задумываться. Легче было сразу купить дорогой, но более качественный товар, чем платить потом за ремонт, да еще и терять время. Легкие сплавы плохо переносят агрессивную среду, а на наших дорогах противогололедные реагенты и соль именно такой средой и являются. Производители «литья» всегда покрывают свою продукцию защитной пленкой, чтобы исключить коррозию, но не всегда это помогает. В шиномонтаже при балансировке зачастую применяют железную щетку, чтобы очистить грязь с колес. На легкосплавных дисках подобную операцию делать нельзя, сдерете антикоррозионное покрытие и на «литье» появятся черные пятна. Какой уже тут может быть внешний вид? Литые диски хороши, но на сегодняшний день это не самое лучшее, что предлагает рынок. Есть еще и кованые диски. Они самые прочные, точнее всех других изготовлены, легкие, красивые, одна беда – стоимость. Но тут уж ничего не поделаешь. Самое лучшее – самое дорогое. Не всегда это правило работает, но с «ковкой» – тот самый случай, когда работает. Методика изготовления такова, что диски штампуются горячими под высоким давлением. Это практически полностью исключает появление скрытых полостей, остаточного напряжения в металле. Соответственно, в экстремальном случае на дороге они помогут больше всего. Например, если встретится яма в асфальте или объезд препятствия на высокой скорости. Возьму на себя смелость дать пару советов по покупке колес, будь то просто «литье», «ковка» или даже «штамповка». Не секрет, что на наших дорогах, даже в Москве, можно увидеть все что угодно – бордюрный камень, забытый дорожниками, или открытый канализационный люк. Помнится, пару лет назад с трудом объехал открытый колодец. Это случилось в Москве на шоссе Энтузиастов в левом (!) ряду. Производители автомобилей комплектуют свои машины легкосплавными дисками разной конфигурации – зависит от марки, модели и т. д. Угробив один диск из четырех на трассе, не будешь же ставить другой по рисунку, даже если он подходит по всем параметрам – вылету, диаметру, ширине и т. д. Цены на оригинал больно кусаются. Сейчас делают колесные легкосплавные диски под названием «Replica». Они, как правило, в два-три раза дешевле, в точности повторяют оригинал, а изготавливаются достаточно известными производителями. Хороший вариант еще и в том случае, если не хочется два раза год «переобуваться», а есть желание просто иметь два комплекта колес в сборе. И напоследок: при покупке дисков подумайте, что все-таки лучше. Если бюджет ограничен, может быть, имеет смысл купить «штамповку» известной фирмы, нежели подозрительное «литье». Автомобиль – средство повышенной опасности как для окружающих, так и для самого владельца, а развалившийся на скорости колесный диск здоровья никому не прибавит.
|
|