Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Прага. Рождественский прокат

Когда-то (совсем недавно) у многих жителей СССР, которые были счастливыми обладателями автомобиля, была мечта – отправиться в путешествие на своей машине. В такое глобальное путешествие, чтоб пересечь границы, посмотреть разные страны, быть независимым в своих передвижениях. И вообще – чувствовать себя свободным, как ветер. В современной России это стало возможным, но, как это ни удивительно, совсем не обязательным.

Действительно, в путешествии за границу на своей машине есть определенные плюсы, но имеются и некоторые недостатки. Например, необходимо, чтобы все документы были в безупречном порядке, машина должна быть полностью исправна, да и уровень самого автомобиля должен быть довольно высоким: одно дело на скромном В-классе проехать 200 км, совсем другое – 2000-5000 км. А тем более наматывать на колеса множество километров ежедневно. Трясет, знаете ли, да и комфорта хочется. Это я вам говорю весьма авторитетно, как человек, который проехал на «Калине» от Москвы до Берлина и обратно. Проблемы с документами могут возникнуть на границе, проблемы с техсостояним – на любом стационарном полицейском посту, где вас непременно остановят, увидев российские номера. Конечно, все это решаемо покупкой международных страховок, медицинских карт и прочей документации. Но!..

Есть выход гораздо проще – прокат. На любом авиадискаунтере за относительно небольшие деньги вы можете попасть в любую точку Европы и начинать свое путешествие, взяв машину на месте. Именно так я и сделал, проведя рождественские каникулы в Праге.

В Чехии, да и во многих других странах, где поток российских туристов не иссякает, уже давно создано множество контор по аренде машин, которые обслуживают наших граждан на русском языке. Вот только не стоит бросаться в первую попавшуюся – цены там зачастую выше, чем в стандартном автопрокате этой страны. Перед поездкой стоит внимательно изучить все предложения в интернете – благо, в Европе даже самая маленькая конторка имеет свое представительство в «Глобальной паутине». Скорее всего, вы подберете себе что-то по карману, как удалось сделать это и мне.

В чешском прокате стоимость очень разнится от класса машины, впрочем, как и в России. Выбранная мною Toyota Aygo относится к низшему, эконом-классу, но я и не собирался «жировать». Тем более что даже за эконом-класс при прокате длительностью 1-3 дня мне пришлось отдать 45 евро в день (1200 чешских крон). Учитывая, что экскурсии по территории Праги стоят от 20 евро, то такую стоимость можно считать приемлемой, ведь за день экскурсия проходит одна, а на «своей» машине можно объехать гораздо больше мест.

Еще туристу, который хочет ознакомиться с достопримечательностями, не стоит гнаться за дорогими машинами. Если бюджетный автомобиль, к коим относится Volkswagen Golf, дороже на пару-тройку евро, то вот Skoda Octavia обойдется уже гораздо больше, чем за 60 «евросоюзных рублей» в сутки. Что уж говорить о семейном минивэне за 110 евро и о «простеньком» Mercedes E-класса с 2-литровым двигателем – 300 евро в день! Но хочу еще раз заметить, что прокат, в который я обращался, работает специально с русскоязычными клиентами. Если вы хорошо знаете чешский или язык страны, в которую приезжаете, то имеет смысл искать другую компанию. Цена, например, на Skoda Fabia для «своих» в Праге составляет всего 20-22 евро в день. Согласитесь, разница существенная.

Почему я не пошел в обычный чешский прокат? Да потому что тот, кто обращался у нас в России за «прокатным» автомобилем, знает, сколько «подводных» условий и ограничений есть во многих пунктах договора. Так же и в Чехии. За оплату наличными, например, там скидка 5%. Но этот приятный плюс, скорее, исключение, все остальное – дополнительные расходы. Если вы лимитируете свой пробег 200 км в день, то стоимость проката дешевле, если хотите безлимитный – извольте выложить большую сумму. Допуск к управлению еще одного водителя – дополнительные расходы. Автомобили в чешских прокатах почти не застрахованы, что предполагает участие нанимателя в оплате ущерба. При любом повреждении автомобиля нанимателем он оплачивает расходы по ремонту (до определенной суммы)! Обычная ответственность за взятую мною на прокат Toyota Aygo составляла 10 тыс. крон (около 14 тыс. руб.). То есть, если неумелый чешский водитель на парковке задел арендованный мной автомобиль и мне об этом не сообщил, а сумма ущерба, по оценкам эксперта, составила 30 тыс. крон, то 10 тыс. из них оплачивал бы я.

Чтобы снизить свою ответственность в два раза, пришлось дополнительно заплатить еще 150 крон, тогда сумма выплачиваемого ущерба составила бы 5 тыс. крон. Полная страховка от повреждений обошлась бы мне в 530 крон, и то этот пункт аренды остался мной до конца непонятым, несмотря на русскоязычные разъяснения владельцев проката. Если произойдет ДТП и придется подписывать протокол полиции, то клиент в любом случае заплатит еще 800 крон на административные расходы. Нюансов в аренде автомобиля куча, а тем более за рубежом, поэтому я обратился в русскоязычный прокат. Попробуйте понять все эти «мелочи» не зная чужого языка!

Toyota Aygo – вполне знакомый автомобиль тем, кто интересуется городскими машинами. Его полные аналоги – Peugeot 107 и Citroen C1 – широко распространены в России. Все эти три машины даже собираются на одном заводе в чешском городе Колин. Сходят с одного конвейера 300 тыс. машин в год, по 100 тыс. каждой модели, чтоб никому не было обидно. Механическая коробка, 1-литровый двигатель, вполне удобный салон, но дешевая отделка – вот что может получить в Чехии за 1200 крон в сутки экономный турист вроде меня. Когда машина оказалась подо мной, мы с женой не удержались и тут же рванули в Карловы Вары. И тут полезли подводные камни.

Нет, с дорогами в Чехии все в порядке. Отличные трассы, скоростные автобаны (кстати, на автомагистрали разрешенная скорость – 130 км/ч, на городских скоростных трассах типа московского ТТК – 80 км/ч), но вот стоимость бензина… Самый дешевый бензин, который встретился нам по дороге от Праги до Карловых Вар стоил 29,5 крон или 1,2 евро за литр! 140 км пути туда, покататься по «чешским минеральным водам» и обратно – извольте выложить почти 30 евро за такую поездку! Потому как, при всех экономичных достоинствах Aygo, малышка «сожрала» половину своего 50-литрового бака и не поморщилась! А в самом городе бензин еще дороже – 31,5-33 кроны за литр 95-го! Неудивительно, что в Европе так популярна идея альтернативного топлива!

В самой Праге ездить довольно тяжело – узкие улочки в центре с множеством односторонних улиц. Правила дорожного движения не отличаются от российских (международных), вот только надо помнить, что скорость в городе составляет 50 км/ч. Многие светофоры оборудованы фотоэлементами, считывающими номер машины, на подъезде к ним скорость вообще ограничена 40 км/ч. Если по привычке ехать 60, то можете не сомневаться, что в скором времени к вам придет штраф из Чехии за превышение, а они там ой какие немаленькие!

Кстати, на штраф попал и я. Улица Водичкова, которая выходит на Вацлавскую площадь в самом центре Праги, внезапно превращается в пешеходную зону. Знаков там натыкано столько, что пропустить нужный очень легко, и мне пришлось аккуратно проезжать среди людского потока прямо к поджидавшим меня полицейским. «На лапу» совать было бессмысленно. Объяснил, что я – заблудившийся турист, полицейские вошли в положение и вместо 2 тыс. крон (75 евро) я отделался легким испугом в 500 крон за движение по пешеходной зоне.

Машина была сдана без проблем – езжу я аккуратно, но недолив бензина в баке обошелся еще в 250 крон. А вот подсчет денег за это удовольствие заставил призадуматься. В итоге самая простенькая машина на прокат в Праге мне обошлась более чем в 100 евро в сутки вместе с топливом! И это еще не предел, поскольку я, считай, и не ездил: 400 пройденных километров – пустяк. Возникает вопрос: имеет ли это смысл?

Конечно, брать машину на прокат смысл имеет. Как я уже говорил, экскурсия по Праге стоит от 20 евро. За день можно объехать в пять раз больше мест, нежели на экскурсионном автобусе. Та же поездка в Карловы Вары стоит 50 евро с человека – уже очевидное преимущество. Если с умом выбрать прокатную контору, экономичную машину, соблюдать ПДД, то аренда автомобиля за рубежом для туриста становится хорошей экономией средств. Конечно, если вы сможете заменить сами себе экскурсовода.

Что посмотреть:
Внимательно смотреть в документы договора аренды машины. В русскоязычном прокате требовать, чтоб он был составлен на русском языке. Обязательно купить карту местности или скачать русскоязычную версию из интернета. Внимательно ознакомиться с местными особенностями ПДД, изучить скоростной режим в городе и на трассе. Не вступать в пререкания с представителями дорожной полиции. Относиться к людям так, как хотели бы, чтоб относились к Вам.