Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Дрифт в России встал на ноги

С приходом зимы в соревнованиях по дрифту наступил перерыв. Участники и желающие попробовать свои силы в новом сезоне попрятались в гаражи и углубились в изучение теории. А в это время в офисе организаторов «Формулы Дрифт» кипит работа – вовсю идет подготовка к следующему сезону. О себе и своих планах с нами поделились продюсер Олег Воронцов и один из первооткрывателей дрифта в России руководитель проекта Денис «Марсель» Трусов.

«Авто.ру»: Как дрифт докатился до России?

Олег: Первые соревнования по дрифту начали проводить во Владивостоке, там они идут уже года четыре. Дальневосточники переняли японский опыт по регламенту и судейству. Но дальше их региона соревнования не распространялись, хотя уровень пилотов растет с каждым годом. В Москву увлечение дрифтом пришло после выхода фильма «Тройной форсаж. Токийский дрифт», примерно года три назад. Автолюбители увидели что-то новое, заинтересовались. Ребята нашли информацию об этой дисциплине в интернете и стали собираться на парковках, тренироваться управлять заносами.

Денис: В Приморье легче было развивать дрифт, там все поголовно ездят на «японках». Машины стоят очень дешево, заказать из Японии дрифт-кар достаточно просто. Нам с друзьями было сложнее продвигать эту тему в Московском регионе, хотя начинали мы в одно и то же время. Если во Владивостоке сразу начали устраивать соревнования, то у нас были просто показательные выступления, любительские тусовки. В 2006 году на тюнинг-шоу «Автомакс» в Лужники должны были приехать голландские дрифтеры, но их появление сорвалось. Отдуваться за них пришлось нам – тогда зрители увидели настоящий дрифт!

Олег: Историю дрифта в России можно разделить на два периода. Первый – это любительские нелегальные «покатушки». Несколько энтузиастов, обычно не более десяти человек, находили подходящую площадку (например, на большой парковке у торгового центра) и тренировались. Естественно, уровень дрифта в то время был низким. Так было до тех пор, пока в 2007 году не настал второй период его истории в нашей стране – в рамках шоу Japfest состоялось показательное выступление «Формулы Дрифт». А в 2008 году уже был проведен полноценный чемпионат по этой дисциплине. Всего за год мастерство пилотов возросло настолько, что не сравнится с предыдущими годами нелегальных соревнований.

«Авто.ру»: Как появилась «Формула Дрифт»?

Олег: Два года назад, изучая автоновости в интернете, я увидел много разговоров о дрифте. Стал «копать» этот вопрос глубже и выяснил, что никакой инфраструктуры и мероприятий по этому спорту нет. Я связался с Денисом, который на тот момент был одним из пионеров дрифта, и пригласил на встречу. В ходе разговора мы решили, что надо развивать эту культуру, рассказывать о ней молодежи и начать устраивать мероприятия.

Достижениями за первый сезон существования «Формулы Дрифт» стали презентация проекта «Формула Дрифт» в Сорочанах на фестивале Japfest 2-3 июня 2007 года, дрифт-дни в Мячково и участие в выставке «Спорт Мотор Тюнинг». Во втором сезоне мы собрали урожай покрупнее – был проведен полноценный чемпионат, состоявший из пяти этапов. К нам приехали команды из Украины, Питера и многих других городов России.

Денис: Дрифт – мое хобби, я знаю всех единомышленников из Москвы и общаюсь с ребятами из других городов. На собственном опыте я знаю, что нужно дрифтерам, поэтому идея создать условия для организации официальных соревнований пришлась мне по душе. Я предложил делать многоэтапные соревнования с судейством, и началась работа над проработкой регламента, системы судейства и кучей других мелочей.

«Авто.ру»: Дрифт – это спорт или шоу? Где этому учат?

Денис: Дрифтинг – наполовину спорт, а на другую половину – шоу. Даже если зритель не знает правил этой дисциплины, он может долгое время завороженно наблюдать за происходящим на трассе. По сравнению с другими автогонками, дрифт очень экстремальный. Пока он не признан видом спорта, но мы не теряем надежды. Например, горные лыжи и сноубординг были включены в программу олимпийских игр, а когда-то это считалось обычным хобби. Многие заблуждаются, когда называют скоростное маневрирование на льду дрифтингом. Настоящий дрифт происходит только на асфальте, а «покатушки» на снегу скорее можно назвать спринтом.

В школах, где вождению обучают в основном спортсмены-профессионалы, дрифту научиться невозможно. Эта дисциплина рушит все каноны классического спорта, ведь тренеры привыкли считать, что занос – это плохо. Я много раз общался с профессиональными спортсменами, с одним у нас даже получился спор. Он заявил, что дрифт – это детское развлечение, мол, он с легкостью смог бы управлять машиной в заносе. В ответ я предложил ему доказать это на деле и дал ключи от своей машины, о чем вскоре пожалел. Этот «мастодонт спорта», неоднократный победитель раллийных гонок, ничего не смог показать, а заодно «убил» на моей машине гидроусилитель руля и сжег переднюю резину. Подобный случай был в Америке, там устроили показательное мероприятие, поставили звезд гонок NASCAR против молодых дрифтеров. Спортсмены купили себе машины, вложили в них много денег, потренировались несколько дней, но в итоге с треском продули ребятам, которые не имеют к спорту никакого отношения.

Научиться дрифтить можно только самостоятельно, опираясь на знания физики, теорию дрифта и опыт товарищей. Готовиться к соревнованиям на льду не имеет смысла. Может, базовые навыки и будут усвоены, но, попав на асфальт, водитель будет шокирован возросшей во много раз жесткостью. Колеса лучше цепляются за асфальт, нужно сильнее газовать, резче крутить рулем, вовсю работать сцеплением и тормозами. Еще одним сюрпризом станет появившееся вдруг ощущение распределения массы автомобиля, которое нельзя почувствовать на льду. Если зимой машина сама просится в занос, то на сухом асфальте она будет выравниваться, ее надо заставлять уходить в занос.

«Авто.ру»: Под крылом «Формулы Дрифт» сложилась большая тусовка единомышленников. Как попадают в ваши ряды?

Денис: Сначала в нашей компании было много людей, которые знали друг друга раньше, мы вместе тренировались на парковках. Сейчас наша тусовка заметно расширилась, появились новые интересные люди. Стать одним из нас очень просто – достаточно иметь желание заниматься дрифтом и приехать на наше место сбора. Каждый может рассчитывать на помощь других команд, все делятся друг с другом знаниями и техническими решениями. В зоне участников царит дружеская атмосфера, мы постоянно «подкалываем» друг друга, и никто не обижается.

«Формула Дрифт» очень лояльно относится к участникам. Мы не хотим лишний раз обременять команды поборами. Им и так приходится раскошеливаться – покупка резины, запасных деталей, подготовка автомобиля… Более того, на наших мероприятиях присутствует мобильный шиномонтаж, чтобы участники могли быстро переобуться.

Олег: У нас самая дружная компания во всем автоспорте. В отличие от дрэг-рейсеров, дрифтеры не утаивают друг от друга свои технологии. Разница в том, что в дрэге соревнуются машины, а в дрифте – пилоты. В нашей дисциплине прокладка между рулем и сиденьем играет огромную роль. Даже если у одной команды в машину «вбухано» денег больше в несколько раз, то ее может объехать практически стандартный автомобиль, если за его рулем сидит хороший дрифтер. В качестве примера можно привести нашего участника Никиту Шикова, который показывает отличные результаты на почти стоковой Toyota Altezza за счет своего мастерства.

Те, кто приезжает к нам, попадают в компанию друзей, это отмечает каждый, кто побывал на наших мероприятиях. «Формула Дрифт» постоянно на связи с участниками: на нашем сайте есть открытый форум, устраиваются встречи в кафе, где мы разбираем полеты, прислушиваемся к мнениям о нашей работе, берем что-то на заметку. Во многом благодаря знаниям Дениса сути вопроса изнутри у наших мероприятий огромный успех. Конечно, нелегко найти компромисс между коммерческим проектом и хобби. Команды также помогают нам советами во время подготовки к соревнованиям, высказывают предложения на тренировках по структуре трассы, а мы при необходимости вносим коррективы.

Но, несмотря на наши дружеские отношения, мы принципиально никому не делаем исключений. Да это и невозможно, ведь все друг друга знают, все на виду у всех. Любое подсуживание сразу бы раскрылось, недопустимо рисковать своим авторитетом. Технические требования к машинам мы берем из регламентов Российской автомобильной федерации. Эти документы подготовлены четко и правильно, и мы их неукоснительно соблюдаем. Дрифт – молодая дисциплина в России, если по нашей вине что-то произойдет, то это наложит пятно на репутацию этого спорта.

«Авто.ру»: Как вы оцениваете уровень пилотов по результатам сезона 2008 года?

Олег: Дрифт в России встал на ноги, он крепнет не по дням, а по часам. В следующем году мы планируем пригласить японцев, чтобы они показали нам свое мастерство. Летом этого года на соревнования, проходившие в Лужниках, приехали гонщики из King of Europe. Денис судил их соревнования и отметил, что их мастерство не так сильно отличается от умений наших ребят. То, к чему европейцы шли пять лет, мы достигли за один сезон. Кстати, в том состязании второе место досталось Сергею Зайцеву – это очень показательно на фоне европейцев. В начале сезона многие еще не успели собраться, да и немного струхнули перед спортсменами, которые занимаются дрифтом много лет. А к последнему этапу наши ребята «раскатались», так что снова ждем в гости King of Europe, мы им покажем!

«Авто.ру»: На каких машинах ездят наши дрифтеры?

Денис: Автомобиль для дрифта похож на машину для кольцевых гонок: салон максимально облегчен, вырезаны ненужные детали, установлен каркас. Главные условия для машины – наличие у нее заднего привода, блокировки дифференциала и механической коробки передач. Каждый старается затюнинговать своего боевого коня по мере возможности: кузовные детали заменяют на карбоновые, двигатель дорабатывается, чтобы увеличить крутящий момент. В дрифте важна не мощность, а ровность крутящего момента. На нашей трассе соревнуются не лошадиные силы, а пилотаж. Независимая комиссия проверяет, чтобы все болты в колесах были закручены, ничего не подтекало, двери закрывались, в салоне не было незакрепленных предметов… В дрифте нет деления на классы, это очень демократичная дисциплина. Яркий тому пример – парный заезд между ВАЗ 2105 и Nissan Silvia с 650-сильным мотором от GT-R, в котором дважды одержал победу водитель на «Жигулях».

«Авто.ру»: Как вы обеспечивали безопасность зрителей и участников на чемпионате?

Денис: Мы запретили свободный проход в зону участников и на трассу. Это – необходимая мера, чтобы никто не попал под колеса несущимся машинам. На протяжении сезона мы ужесточали требования и к самим участникам, к финалу они все были одеты в огнеупорные комбинезоны и шлемы. На каждом соревновании дежурили спасатели, скорая помощь.

Олег: Дрифт – одна из самых безопасных дисциплин. У нас были прецеденты, когда два автомобиля сталкивались во время парного заезда, но к этому готов каждый пилот. Выезжая на трассу, водитель должен знать, как вести себя в экстремальных ситуациях. Очень зрелищно выглядит, когда одна машина обгоняет другую в заносе. Но на брифингах перед соревнованиями мы призывали пилотов не экспериментировать с этим, даже угрожали штрафными баллами, если обгон не будет оправдан.

«Авто.ру»: Чем вы удивите нас в сезоне 2009 года?

Денис: В следующем году под эгидой «Формулы Дрифт» планируется делать две серии: для профессионалов и любителей. Так новички смогут дорасти до более высокого уровня, не мешая «корифеям» на трассе. К профессионалам будут уже более серьезные требования, чем в этом году, они смогут составить достойную конкуренцию европейским дрифтерам.

Олег: Мы неспроста решили ввести любительскую серию. Этим летом на каждый этап приезжали по 30-40 машин, а квалификацию проходили всего 16. Вот мы и решили придумать что-то для тех, кто не дотянул в мастерстве, ведь среди них очень много перспективных пилотов. Так они смогут развивать свою технику, чтобы впоследствии присоединиться к более опытным товарищам.

В холодное время года мы будем работать на популяризацию дрифта в России. В конце февраля «Формула Дрифт» покажет красивое шоу в рамках тюнинг-шоу в «Крокус-Экспо». Мы будем присутствовать везде, где речь будет идти об автомобилях – на выставках, шоу, различных акциях…

Следуя нашему примеру, более чем в 10 городах России стали устраиваться мероприятия по дрифту: в Челябинске, Кургане, Екатеринбурге, Красноярске, Самаре… В других регионах публику только готовят к этим соревнованиям, знакомят их с дрифтом с помощью показательных шоу. Летом 2009 года планируется провести пятиэтапные чемпионаты в России, на Украине и, возможно, в Казахстане. По итогам этих мероприятий в сентябре будет организован Суперфинал, который объединит СНГ. Сейчас мы ведем переговоры с другими регионами, чтобы все дрифтовые мероприятия проводились под брендом «Формула Дрифт». Это не просто громкое и красивое название, со своей стороны мы будем требовать обеспечения должного уровня проведения соревнований и соответствия нормам безопасности.

Еще мы подумываем об организации соревнований по автодисциплине «Джимкана». В них участие сможет принять абсолютно любой автомобиль, независимо от привода и технической подготовки. Участнику надо максимально быстро проехать по трассе, на которой расставлены разные конусы и фигуры. Заезды проводятся в паре, кто первый приехал, тот и выиграл.