Сегодня авторынок предлагает нам огромное количество марок и моделей машин. Чтобы обывателю было легче разобраться в выборе, их разделили по классам, опираясь на такие характеристики, как габариты, тип кузова, назначение и т. д. Но так было не всегда: в 60-е годы прошлого века автомобили классифицировались по рабочему объему двигателя.
Вместе с активным ростом производства новых моделей с различными типами моторов эта классификация канула в прошлое. Сейчас автомобильный рынок предъявляет определенные требования, опираясь на которые покупатель определяется с выбором машины. Для облегчения столь непростого выбора была разработана объективная Европейская классификация автомобилей.
Принятая в Европе классификация включает в себя шесть классов: A, B, C, D, E и F. Кроме того, существуют несколько отдельных типов машин: универсалы повышенной вместимости, внедорожники, кабриолеты. Универсальные типы кузова часто относят к седанам, если позволяют габариты. В пользующихся большой популярностью моделях большое внимание уделяется типу кузова, в основном это борьба между седанами и хэтчбеками. Попадание в тот или иной класс зависит от размера кузова, а от него по цепочке оцениваются вместительность и комфортабельность транспортного средства. Это, пожалуй, один из важнейших параметров машины, от которого зависит и стоимость. Цена – второй по важности параметр, она зависит от выбранной модели и комплектации (от базовой до топовой).
Класс А
К классу А относят малогабаритные автомобили, предназначенные для эксплуатации в городских условиях, по ровным дорогам. Машины этого класса компактны: длина достигает не более 3,6 м, а ширина – не более 1,6 м. Типичный представитель класса А – трехдверный хэтчбек (иногда пятидверный), в котором с комфортом размещаются два человека и багаж. Несомненный плюс таких автомобилей – небольшой расход топлива, минус – компактные машины могут добраться не до всех дачных участков, не говоря уже о дальних путешествиях. В нашей стране автомобили класса А пользуются успехом в основном у женщин. В городском потоке тут и там встречаются красненькие, желтенькие, зелененькие Daewoo Matiz, Ford Ka, Smart, Renault Tvingo, Peugeot 107… А за рулем отечественного представителя этого класса, ВАЗ-1111 (Ока), можно увидеть в основном пенсионеров.
Класс В
Автомобиль класса В имеет маленькие габариты, длина кузова не превышает 4 м. К этому классу относят трех- и пятидверные хэтчбеки, седаны и некоторые универсалы. Они довольно популярны в Европе за счет своей практичности – несмотря на компактность, они довольно просторны внутри, а двигатели более мощные по сравнению с классом А. Ежегодно более четверти европейских автолюбителей отдают предпочтение классу В. На этих машинах можно ездить как по городским дорогам, так и по грунтовым. Они радуют водителя динамикой и быстрым разгоном. На этих машинах можно спокойно ехать в путешествие, но вдвоем. Габариты не позволяют с комфортом разместиться вчетвером плюс багаж. Тем более если сзади будет сидеть человек ростом около 180 см. Класс В включает в себя такие модели, как Volkswagen Polo (Polo Classic, Polo Variant), Skoda Felicia, Toyota Yaris Verso, Seat Ibiza, Seat Cordoba, Peugeot 207 и т. д.
Класс С
Автомобили класса С – лидеры продаж в Европе, на них приходится около 30% рынка. Это универсальные среднегабаритные машины в кузовах хэтчбек, седан и универсал. Порой встречаются модели с полным приводом. Второе название этого класса – «гольф-класс», так как Volkswagen Golf – типичный его представитель. Длина автомобиля С-класса составляет от 3,9 до 4,4 м, ширина – от 1,6 до 1,75 м. На задних сиденьях с комфортом могут расположиться 2-3 человека, а вместительность багажника позволяет возить с собой много вещей. «Гольф-класс» радует автолюбителей такими моделями, как Opel Astra, Renault Megane, Honda Civic, Nissan Almera, Subaru Impreza, Toyota Corolla, Hyundai Accent, Mitsubishi Lancer и т. д.
Класс D
Класс D является золотой серединой в автомире. Эти автомобили похожи на класс В по популярности, но доступны более обеспеченным людям. Они отвечают всем запросам для эксплуатации всей семьей, а также для бизнесменов. К этому классу относятся модели с кузовами типов седан, хэтчбек и универсал. Длина этих машин составляет от 4,4 до 4,7 м, ширина – от 1,7 до 1,8 м. Европейцы делят автомобили D-класса на обычные и элитные, в зависимости от стоимости модели, комплектации и дополнительных функций. К первым можно отнести вполне доступные Opel Vectra, Ford Mondeo, а ко вторым – более дорогие Audi A4, Mercedes-Benz C-class, BMW 3-series. Отечественные автомобилисты отдают предпочтение D-классу в лице моделей Nissan Primera, Volkswagen Passat, Toyota Avensis, Renault Laguna, Subaru Legacy, Skoda Octavia и т. д.
Класс Е
Топовую позицию в среднем классе занимает класс Е. Это самые вместительные автомобили, в России они считаются представительскими. Машины класса E дороги в обслуживании, хотя есть и исключения в виде относительно недорогих Nissan Maxima, Hyundai Sonata, Mitsubishi Galant. Тип кузова – в основном седан или универсал, хэтчбеки не очень популярны в этом классе. За счет дороговизны Е-класс не очень популярен, но продажи его стабильны. Размеры автомобилей этого класса: длина более 4,6 м, ширина – более 1,7 м. Класс Е также делится на более доступные и элитные модели. Обычные представители класса – Opel Omega, Toyota Camry, а элита представлена моделями Audi A6, Volvo S80, Saab 9-5, Jaguar S-type, Mercedes-Benz E-class, BMW 5-Series и т. д.
Класс F
Самые комфортабельные и мощные автомобили сосредоточены в классе F. Габариты люксовых машин этого класса достигают в длину более 4,6 м и более 1,7 м в ширину. Такие дорогие автомобили покупаются довольно редко, в основном юридическими лицами. Класс F может похвастаться дороговизной, комфортом и вместимостью. Тип кузова – только седан. Класс F представлен моделями Rolls-Royce, Jaguar XJ8, BMW 7-Series, Audi A8, Lexus LS460, Mercedes-Benz S500 и т. д.
Не вошедшие в классификацию минивены, универсалы повышенной вместимости, внедорожники, купе, кабриолеты, родстеры занимают небольшую, но значимую часть авторынка. В основном их приобретают люди, способные содержать два и более автомобиля, так как все эти машины сложно эксплуатировать ежедневно или круглый год.
Минивэны и универсалы повышенной проходимости пользуются популярностью в Европе и США, в России же они используются в основном в коммерческих целях. В минивэне могут разместиться от 6 до 9 человек. Чаще всего двери для пассажиров раздвигаются, а у универсалов повышенной вместительности – распахиваются.
Внедорожники завоевали свое стабильное место на рынке продаж в России, ездить на «джипе» у нас считается престижным. Содержание такого автомобиля требует больших затрат, но зачастую это оправдывает себя на наших дорогах благодаря хорошей подвеске и проходимости. Внедорожники, в свою очередь, делятся на компактные, средние и большие. В первую группу входят такие модели, как Suzuki Vitara, Suzuki Jimny, Daihatsu Terious и т. д. Вторую группу заполняют Honda CR-V, Land Rover Freelander, Toyota RAV4, Hyundai Tucson и иже с ними. К третьей категории относят Chevrolet Tahoe, Jeep Grand Cherokee и т. д.
Класс купе более распространен в крупных городах, где жители могут себе позволить не только содержать такую машину, но и эксплуатировать ее в достойных условиях. Кузов купе позволяет вместить в себя от 2 до 5 человек. Но впятером в таком автомобиле ездить неудобно – очень тесно. Наши дороги «порадуют» обладателя купе немалыми тратами на техобслуживание, так как купе рассчитаны скорее на скоростную езду по автобанам, чем по рытвинам и лежачим полицейским. Обычно купе – автомобиль выходного дня. Зато сколько внимания на дороге привлекают такие красавцы, как Porsche 911, Audi TT, Mercеdes-Benz CLK, Toyota MR-S, Jaguar XKR…
Но если на купе еще можно с грехом пополам ездить по городу, то кабриолеты вынуждены собирать пыль на протяжении всей зимы. Даже в городах-миллионниках кабриолеты и родстеры можно увидеть довольно редко. Спрос на них настолько мал, что решившийся стать обладателем такой «ласточки» вынужден заказывать машину из другой страны.