«Крейсер» под номером 80В 1989 году стартовали продажи лучшего внедорожника на все времена – Toyota Land Cruiser 80. Таких компромиссов между дорожными и внедорожными качествами, совокупности комфорта и потребительских качеств, пожалуй, не предложил покупателям пока ни один производитель. Ныне уже 2008 год, машина снята с производства 10 лет назад, а лучшего до сих пор ничего не придумано. Есть поклонники других марок, но когда разговор заходит о Land Cruiser 80, никто не пытается умалить его несомненных достоинств. Самые горячие приверженцы этого неординарного автомобиля, конечно, покорители экстремального бездорожья. Интересно то, что и на асфальте машина не спасует благодаря мощным двигателям и постоянному полному приводу с межосевым дифференциалом. Был одно время бюджетный вариант Toyota с приводом на задние колеса и жестко подключаемым передним мостом. Но их немного, и встречаются они нечасто. 100-я серия сделала серьезный реверанс в сторону комфорта, 70-я слегка напоминает Defender или УАЗ, и лишь «восьмидесятка» попала в «десятку». На европейский рынок предлагалось 5 двигателей — 2 бензиновых, дизельный и два турбодизеля. Все бензиновые моторы оснащались впрыском. Существовал еще карбюраторный вариант, но он предназначался для рынков ближнего востока, оснащался двумя кондиционерами, печкой малой производительности. В общем, не совсем то, что нужно в России, да еще и карбюратор с электронным управлением все время норовил засориться на нашем топливе. Итак, немного о силовых агрегатах : Самый маленький и маломощный — 3FE — обладает, тем не менее, внушительным объемом в 4 л, неплохими мощностью (156 л.с.) и крутящим моментом. Конструкция пришла из глубины веков – нижний распредвал, 2 клапана на цилиндр, но надежность и эластичность выше всяких похвал, что очень важно для внедорожника. Ну, а динамики суперкара с этим мотором ожидать не приходится. Второй двигатель намного более современный и мощный — 1FZFE. 205 л.с., два верхних распределительных вала, 4 клапана на цилиндр, да и объем 4,5 л тоже немало. Цепь в приводе ГРМ придает дополнительной уверенности в завтрашнем дне. Land Cruiser 80 с этим силовым агрегатом часто использовался как «джип сопровождения». Замечу, что бензиновые моторы разрабатывались специально под Land Cruiser, и характеристики у них соответствующие. Самый привлекательный вариант, безусловно, дизель. На «восьмидесятке» их целых три с одинаковыми объемами 4,2 л. 1HZ — самый простой и неприхотливый. Автомобили, завезенные из-за границы, имеют мощность с ним в 135 л.с., а российские дилеры предлагали на рынке 130-сильную версию двигателя. Инженеры Toyota, наслышанные о плохом качестве российской солярки, установили специальную топливную аппаратуру, которая понизила мощность на 5 л.с., но увеличила живучесть ТНВД. 1HDT c двумя клапанами на цилиндр развивает 160 или 167 л.с. в зависимости от настроек. 1HDFT с 24-мя клапанами ненамного мощнее — 170 л.с., но более пологая кривая крутящего момента придает дополнительную эластичность. Все три силовых агрегата от Рудольфа Дизеля имеют ремень в приводе ГРМ, что, с одной стороны, уменьшает шумность, с другой, накладывает кое-какие обязательства. Не надо говорить, что в дизельном моторе с его огромной степенью сжатия обрыв ремня ГРМ приводит к катастрофическим последствиям. Поэтому, хотя регламент по дизелям предписывает менять ремень с роликами каждые 100 тыс. км, знающие люди рекомендуют сократить интервал до 60 тыс. км. Особенно если автомобиль часто съезжает с дороги. Вообще, в мастерских, специализирующихся на ремонте и обслуживании Land Cruiser, накопился значительный опыт и, соответственно, рекомендации по обслуживанию. На дизелях, поставляемых в Россию, стояли или свечи накаливания, или спиральная сетка, подогревающая воздух во впускном коллекторе. Проверка свечей осуществляется просто — у исправной должно быть напряжение 0,4-0,6 ом. Тестирование обогреваемой решетки несколько сложнее. Проверку осуществляют в комплексе с блоком управления, проверяя нагрев и время работы в соответствии с управляющей диаграммой. Рекомендуется менять топливный фильтр не раз в 30 тыс. км, а как минимум в два раза чаще. Ну и, разумеется, обращать внимание на такие вещи, как влагоотделитель под фильтром, куда попадает не только вода, но и крупные частицы грязи из бензобака. Не забывайте сливать оттуда жидкость. Про обслуживание дизеля, а тем более турбодизеля, можно рассказывать бесконечно. Но еще лишь один совет для турбированной машины — почаще меняйте воздушный фильтр и не глушите автомобиль сразу после остановки, время от времени осматривайте турбину на наличие масла на рабочих поверхностях. Необходимо проверить работоспособность форсунок. При повышенной дымности лучше заменить распылители, предельный срок их работы — порядка 120 тыс. км, но, бывает, выходят из строя и раньше. Если мотор начинает греться, в первую очередь проверьте состояние вискомуфты вентилятора, со временем ее работоспособность падает. Бензиновые версии практически не нуждаются в обслуживании. Привод — цепной или шестеренчатый. Иногда, правда, стоит отрегулировать клапанные зазоры, но требуется подобное очень нечасто. На 3FE зазоры регулируются винтом, на 1FZFE — шайбами. Простота обслуживания бензиновых моторов компенсируется неплохим аппетитом, поэтому неизвестно, что в конечном результате предпочтительней. Шасси Land Cruiser на редкость выносливо. Постоянный полный привод с межосевым дифференциалом — наиболее честная схема на сегодняшний день. Все дифференциалы можно заблокировать только на самых экстремальных версиях автомобиля. А обычно блокировке доступны два из трех. Этого, как правило, хватает. Land Cruiser, конечно, не 24-я «Волга», но время от времени требует похожих работ. Есть определенные точки в трансмиссии, которые необходимо шприцевать. Делается раз в 10 тыс. км или после серьезного трофи-рейда. Крестовины и шлицевые соединения шприцуются литиевой смазкой. Шаровые соединения переднего моста шприцуются литий-молибденовой смазкой. Кожухи мостов не любят жестких ударов и меняют из-за этого геометрию. Колеса встают «домиком», а из-под сальников начинает сочиться масло. Вообще, шасси машины весьма надежно, выходят из строя, как правило, копеечные детали — такие, как стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости. Три сайлент-блока в каждом из передних рычагов ходят по 200 тыс. км, стоят недорого, да и неоригинала много. При жесткой эксплуатации на бездорожье иногда отказывают датчики ABS. Больше ничего предосудительного за Land Cruiser 80 замечено не было. Пара слов по поводу трансмиссии. «Автомат», как правило, агрегатируется с самым мощным бензиновым мотором, надежен, требует лишь замены ATF каждые 40 тыс. км. МКПП даже на заднюю передачу имеет синхронизатор, сцепление служит около 200 тыс. км. Land Cruiser наиболее часто подвергается тюнингу из всех возможных внедорожников. Чего только для него не предлагают! Силовые бамперы, лебедки, расширители колесных арок, огромные колесные диски с отрицательным вылетом. Тюнеры добрались уже и до двигателя, мощность которого повышают за счет установки турбин большей производительности или приводного нагнетателя. Лифт-комплекты увеличивают геометрическую проходимость, дополнительные межколесные блокировки от известных фирм (в случае отсутствия оных в заводской комплектации) увеличат проходимость на бездорожье. Шноркель позволит преодолевать водные преграды без риска залить цилиндры водой и получить гидроудар. Надо заметить, что все киты для тюнинга не «сварганены» в гаражах из стеклопластика, а вполне официально поставляются такими фирмами, как ARB, Safari, Garret и т.п. 10 лет прошло с момента окончания выпуска Land Cruiser 80, а он все колесит и колесит по нашим дорогам и вне их. Запас прочности, однако. Мощная рама, постоянный полный привод, дизельный двигатель объемом свыше 4 л, блокировки межосевого и межколесных дифференциалов, богато укомплектованный салон и высокая надежность — вот он, секрет успеха на дороге и вне ее. Странно, что этим рецептом никто из автопроизводителей не спешит воспользоваться, жаль. Может быть, лучше было купить лицензию и оборудование не у Chrysler, а у Toyota и собирать не Siber, а «восьмидесятку»? Думаю, россияне приняли бы этот проект на «ура» — хороших дорог у нас мало, а ездить надо.
|
|