Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Водительская реакция: не думай о секундах свысока!

Водительское удостоверение выдают всем, кто успешно сдал нормативы в автошколе. Вопросы и требования для всех одинаковые, до получения заветной корочки будущие автомобилисты примерно равны друг перед другом. А уже попадая на дороги на собственном автомобиле, каждый начинает вести себя по-своему. Одной из причин этого, помимо психологических особенностей, является реакция водителя на изменения в дорожной обстановке.

Время реакции водителя включает в себя промежуток времени от появления сигнала об изменении дорожно-транспортной ситуации (слухового, зрительного) до ответного действия сидящего за рулем (торможение, поворот и т. д.). Реакция водителя делится на простую и сложную: первая включает в себя ответные манипуляции на один раздражитель (поворот, торможение едущего спереди автомобиля), а вторая – реакция сразу на несколько раздражителей (нерегулируемый перекресток). С помощью исследований было выяснено, что ответные действия водителя на торможение едущего спереди автомобиля с работающими стоп-сигналами формируются в среднем за 0,42 секунды, на светофор в населенном пункте – 0,4 секунды, на дорожные знаки – 0,5 секунды, на неровную поверхность дорожного полотна – 0,8 секунды. В зависимости от психологии водителя, реакция на изменение ситуации на дороге с последующим торможением составляет от 0,5 до 2 секунд.

Мужчины реагируют нажатием на педаль тормоза в среднем за 0,57 секунды, а женщины – за 0,62 секунды. Лишь 2% водителей реагируют на сигнал торможения за 0,37 секунды, 50% – за 0,61 секунды и оставшиеся 48% – за 0,78 секунды. Это говорит о том, что мужчины реагируют на обстановку быстрее, чем женщины, а регулярно занимающиеся спортом люди реагируют быстрее, чем те, кто далек от спорта. Специфика профессии тоже сказывается на реакции водителя – реакция таксистов, ежедневно колесящих по городу, значительно снижается на трассах. Автомобилисты с большим опытом вождения за плечами быстрее принимают решение о маневрах, а «новобранцам» нужно меньше времени, чтобы заметить раздражитель. Причем реакция водителя – вещь непостоянная, в разных условиях время на принятие того или иного решения и переход к действиям могут отличаться. Не зря запрещено управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения – время реагирования на изменения дорожной обстановки увеличивается более чем в два раза.

Чем быстрее человек за рулем реагирует на дорожно-транспортную обстановку, тем безопаснее его езда. Всего за 1 секунду автомобиль проходит более 20 метров на скорости 80 км/ч. Получается, что до момента нажатия на педаль тормоза половину этого пути машина будет нестись с прежней скоростью. А если время реакции составляет 1,5 или даже 2 секунды, то машина начнет тормозить, лишь проехав 30-40 метров. По расчетам исследователей, водитель за 1/10 секунды проезжает примерно 2,2 метра, а ведь много аварий происходит из-за таких небольших расстояний. Поэтому водителям лучше работать над своей реакцией, так как иногда даже десятая доля секунды может спасти чью-то жизнь.