Автомобильные огнетушители: «горим, не горим, загораем»?Однажды я стала свидетелем сгорания автомобиля. На перекрестке под капотом у старенького Оpel что-то вспыхнуло, и уже через несколько секунд пламя заставило водителя выскочить из машины, едва успев схватить свой кейс. Огнетушитель, понятное дело, лежал в багажнике седана, но возможности открыть его и попытаться утихомирить пламя не было. Да и пена из небольшого автомобильного огнетушителя подействовала бы на огонь так же, как вилка на слона. Прошло минут восемь, за это время сгорели дотла обивка, торпедо, передние сиденья и салоны, огонь «обглодал» все железные детали так, что от машины остался только остов. К сожалению, многие возят с собой огнетушители только для галочки, покупают их вместе с «набором для автомобилистов» стоимостью менее 1000 рублей, даже не поинтересовавшись, что там внутри. Следуя предписаниям Правил дорожного движения, запрещается эксплуатация транспортных средств (автобус, легковой и грузовой автомобиль, колесный трактор), если отсутствуют медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь. А в примечании указано, что аптечка и огнетушитель должны быть в закрепленном состоянии в местах, определенных предприятием – изготовителем автомобиля. Если конструкцией транспортного средства эти места не предусмотрены, аптечка и огнетушитель должны находиться в легкодоступных местах, кроме багажника легкового автомобиля (в автобусе один огнетушитель должен быть в кабине водителя, второй – в пассажирском салоне). Огнетушитель – это переносное, передвижное или стационарное устройство для тушения огня за счет выброса запасенного в нем огнетушащего вещества (ОТВ). Огонь тушится тремя способами – охлаждением очага огня, изолированием от поступления кислорода и торможением химических реакций (ингибированием). Представители противопожарной службы отмечают, что большинство автомобилей могло бы и не сгореть, если бы возгорание было устранено вовремя. А виноваты в этом неисправные огнетушители и неумение автомобилистов использовать их. Для комплектования автомобилей рекомендованы углекислотные и порошковые огнетушители. Они выпускаются в разных категориях и размерах. Легковым и грузовым автомобилям подходят огнетушители с вместимостью корпуса не менее 2 л (для порошковых и хладоновых), минивенам – два огнетушителя, автобусам среднего класса и другим транспортным средствам для перевозки людей – два огнетушителя. Более крупный автотранспорт типа автоцистерн для перевозки нефтепродуктов и опасных грузов лучше укомплектовать не менее, чем двумя огнетушителями (один на шасси, второй в кузове или на цистерне). Покупая огнетушитель для своего автомобиля, лучше руководствоваться его размером – чем он крупнее, тем больше будет эффект от его работы. Обязательно нужно проверить срок его годности, обычно он составляет около 1,5-2 лет с момента изготовления. Сразу проверяется предохранительная чека, чтобы в критической ситуации не ковыряться с ней, отсутствие вмятин и глубоких царапин на корпусе, гайках и головке, наличие опломбированной чеки, исправность индикатора давления. Лучше сразу удостовериться в хорошем состоянии гибкого шланга и распылителя ОТВ. При перевозке огнетушителя в машине проверьте, чтобы в него не упирались острые края твердых вещей, а также чтобы он не катался под ногами у пассажиров или под сиденьями. История огнетушителя началась в XVII веке, когда для тушения пожаров решили применять стеклянные колбы, наполненные водой. Капитан английской армии Мэнби в 1876 году предложил сделать огнетушители с особой конструкцией – вода в них должна была выбрасываться под давлением сжатого воздуха. Первые углекислые и пенные огнетушители появились в начале XX века. В 1904 году русский инженер Лоран предложил свой вариант конструкции огнетушителя, по его идее тушение горючих жидкостей должно было производиться с помощью пены в результате химической реакции между щелочными и кислотными растворами. Это основа действия химического пенного огнетушителя, конструкция которого практически не изменилась за долгие годы.
|
|