Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Альтернатива пробкам – велосипед?

Недавно мой брат купил себе велосипед, покатался несколько дней и решил ездить на нем на работу. Услышав его восторженные отзывы, я подумала – а ведь это действительно полезный и быстрый способ добираться до нужного места. Летом все больше людей предпочитают вместо душного общественного транспорта и тягостных пробок поездки на велосипеде. Пассажиры автобусов и трамваев завистливыми взглядами провожают велосипедистов, а коллеги со вздохом смотрят на велосипед в коридоре, отправляясь в конце рабочего дня в метро. Да и заметная экономия на бензине тоже греет душу. Но так ли все безоблачно в поездках на работу или по другим делам на велосипеде?

Выпросив у брата велосипед, пятничным утром я засобиралась на работу. Перед этим я подсчитала, что расстояние от дома до офиса составляет 12 км. При средней скорости велосипедиста в редакции я появилась бы уже через 1 час с небольшим. Одевшись в спортивный костюм, я взяла «рабочую» одежду с собой – во время поездки придется попотеть. Следуя терминологии ПДД, велосипед является транспортным средством, имеющим два колеса или более и приводимым в движение мускульной силой людей, находящихся на нем. Таким образом, велосипедиста можно смело назвать водителем, полноправным участником дорожного движения. В Правилах дорожного движения описаны дополнительные требования к движению велосипедов.

В пункте 24.1 говорится, что управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет. Пункт 24.2 определяет движение велосипедов только по крайней правой полосе в один ряд, однако допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Пункт 24.3 запрещает велосипедистам:
– ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; 
– перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
– перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; 
– двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; 
– поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Пункт 24.4. обязывает велосипедистов на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. Но в реальной жизни сотрудники ГИБДД закрывают на это глаза, в любом случае, я не знаю ни об одном инциденте, когда инспекторы ДПС гонялись бы за велосипедистами. Причем у последнего может даже не быть водительского удостоверения. Однако, как полноценного водителя, велосипедиста можно оштрафовать за езду по тротуару, выписав ему квитанцию на 2000 рублей (12.15 ч. 2.  Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД). В поездке я предпочла держаться тротуаров (не мешая пешеходам), так как ехать по дороге было очень опасно – автомобилисты не очень любят велосипедистов, обгоняют со свистом в опасной близости, подрезают. Да еще непривычно отсутствие зеркал заднего вида на руле. Я чувствовала себя наполовину слепой, и честно говоря не понимаю, что движет теми, кто ездит с плеером в ушах…

Ближайшее метро находится от моего дома в двух километрах, до него я добралась минут за 20. За это время я выяснила, что не все дороги имеют пешеходные переходы (в частности, развилки больших шоссе). К тому же, заметно выдохшись, я решила сократить путь на метро. Но в подземке меня поджидал неприятный сюрприз – сотрудница метро наотрез отказалась пропускать меня, даже при условии, что я сниму переднее колесо. Она заявила, что для прохода внутрь велосипед должен быть сложен пополам и полностью запакован. Однако, по правилам перевозки багажа, для перевозки велосипеда в общественном транспорте достаточно либо купить велочехол и оплачивать его как отдельный багаж, либо снять переднее колесо и упаковать велосипед в полиэтилен (если он может испачкать других пассажиров). Во втором случае за этот багаж не взимается отдельная плата, если соблюдены размеры.

Согласно Порядку оплаты и условиям проезда и провоза багажа в метрополитене, пункт 2.2 гласит, что оплате подлежат багаж, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте находится в пределах от 121 см до 150 см, длинномерные предметы, длина которых от 151 до 220 см. В пункте 2.10 этой главы запрещается провозить (находиться с ним в вестибюле станции): громоздкий багаж, сумма измерений которого (за исключением специально оговоренных случаев) по длине, ширине (двум диаметрам или осям в основании рулона) и высоте превышает 150 см, длинномерные предметы, длина которых свыше 220 см. Так что если велосипед не вписывается в эти цифры, нужно приобрести велочехол (или полиэтилен), перед каждой поездкой снимать переднее колесо и запаковывать двухколесное транспортное средство. А в «цельном» виде провозить велосипед запрещается: пункт 2.10.4. Велосипеды и подобные им транспортные средства (за исключением складных). Профессиональные велосипедисты советуют укладывать колесо со стороны переключателей, чтобы уменьшить риск их повреждения, а еще лучше – снять оба колеса и левую педаль. В метро меня все же не пустили, запугав большим штрафом, который налагается на сотрудников, пропускающих велосипедистов в метро. Но, сжалившись, работница метрополитена «на ушко» рассказала, что на некоторых станциях метро еще пропускают на свой страх и риск рублей за 100-200. Еще на пяти станциях метро мне так же не повезло, сотрудники метро отказались даже от 300 рублей.

А как велосипедисты чувствуют себя за рубежом? Например, в США правила для велосипедистов могут быть разными в зависимости от штата. В автобусы и поезда с велосипедом пускают в Альбукерке, Вашингтоне и Баулдере (Колорадо). В Чикаго можно доехать до станции и пересесть на поезд до работы, а велосипед оставить на специальной стоянке. В некоторых странах такие стоянки даже оборудуют душевыми кабинами, где вспотевший велосипедист может освежиться и переодеться. У нас в стране для управления велосипедом не надо сдавать никаких экзаменов, а вот во многих других странах велосипедист обязан получить соответствующее удостоверение.