Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Профсоюз – это не только взносы!

Увеличение иностранного капитала в России способствует развитию профсоюзов. Поскольку одно из крупнейших направлений инвестиций – автомобильная промышленность, профсоюзы в этой области оказываются наиболее деятельными и организованными.

Как водится, у любой организации есть свой профессиональный праздник. Таким праздником у профсоюзов можно считать 1-е мая. «Самое первое» 1 мая «случилось» в Чикаго в 1886 году. Тогда чикагское рабочее движение вышло на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня. В ходе этой забастовки местная полиция приняла меры для разгона рабочих. В итоге все закончилось кровопролитием. Бастующие рабочие, отстаивая свои требования, первыми открыли огонь по полицейским, что привело к обратным действиям со стороны полиции. В результате четверо рабочих были приговорены к смертной казни. В память о приговоренных к смерти рабочих 1-го мая 1889 года Парижский конгресс II Интернационала постановил считать этот день Днем солидарности рабочих всего мира. Впервые в России «первомай» был отмечен в Варшаве в 1890 году. В этот день бастовало около 10 тыс. рабочих. Однако официальным праздником этот день стал только после Октябрьской революции, с тех пор он обычно сопровождается парадами и демонстрациями трудящихся.

Однако организацией шествий действия профсоюзов не ограничиваются. В минувшем году в России произошло около 35 забастовок, и только одну из них – на всеволожском заводе «Форд» – можно считать действительно крупной и успешной. Работники завода трижды останавливали производство с требованием повысить им зарплату. Первый конфликт на заводе разгорелся осенью 2006 года. Рабочие требовали постоянной индексации зарплаты, согласования графика работы и соцпакетов. Переговоры шли долго, и администрация даже пошла навстречу: обещала повысить зарплату на 14-20%, добавить еще один выходной день дополнительно к отпуску, обеспечить медицинское обслуживание рабочих и членов их семей и т.д. Однако профсоюз завода это не устроило, и 14 февраля 2007 года рабочие провели полноценную забастовку. Менеджмент завода снова пошел навстречу, удовлетворив часть требований.

Руководство предприятий в России боится организованных рабочих. К слову, стоимость одного дня простоя автопредприятия составляет от 4 до 6 млн долларов и сокращает ежемесячные продажи на 3%. Тем не менее, забастовки происходят практически постоянно. В июне 2007 года бригада работниц совместного российско-американского автопредприятия «GM-АВТОВАЗ» под руководством активистов независимого профсоюза, который существует уже более двух лет, провела предупредительную забастовку, протестуя против вредных условий работы, угрожающих здоровью и жизни членов трудового коллектива предприятия. По словам рабочих сборочного производства, температура воздуха в цехе окраски составляет +37 градусов по Цельсию.

1 августа 2007 года профсоюз «Единство» провел успешную предупредительную забастовку на «АвтоВАЗе». Тогда же Межрегиональный профсоюз работников автопрома (МПРА) распространил заявление о начале кампании по существенному повышению заработной платы работникам автозаводов, под которым подписались председатели профсоюзных организаций пяти предприятий отрасли: ОАО «Автофрамос» (Москва), ЗАО «Форд Мотор Компани» и ООО «Нокиан Тайерс» (Ленинградская область), ОАО «АвтоВАЗ» и ЗАО «Джи-Эм АвтоВАЗ» (Тольятти).

Именно после этого началась повторная ноябрьская акция 2007 года на заводе «Форд» во Всеволожске. В начале ноября они снова провели забастовку, на этот раз предупредительную. Намек руководством понят не был. Более того, 15 ноября 2007 года представитель топ-менеджмента «Форд-Европа» заявил, что европейский офис не желает выполнять требования бастующих в том виде, в котором они выдвинуты. А пресс-секретарь российского «Форда» озвучил позицию администрации: она готова сесть за стол переговоров, однако требуемое повышение зарплаты на 30% является необоснованным. Рабочие московского предприятия «Автофрамос» поддержали бастующих коллег. 20 ноября 2007 года в Москве состоялся пикет под лозунгом «Рабочим «Форда» – достойную зарплату». Последнее предложение администрация завода сделала 30 января 2008 года. Все условия профсоюза были выполнены, подписан коллективный договор с предприятием, зарплата увеличена на 16-21% с 1 марта 2008 года. Так что членство в профсоюзе – это не только взносы.