Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Лифтовка внедорожников

Увлекающиеся бездорожьем люди делятся на два типа – тех, кто на джипе, помимо всего прочего, полноценно ездит по городу, и тех, кто превращает своего полноприводного друга в спортивную котлету. Лифтинг – одна из тех процедур, которую первые могут позволить себе сделать без особого ущерба для своей привычной езды, но взамен получить несколько лишних сантиметров клиренса.

Лифтовка бывает двух видов: body lift (кузовная) и suspension lift (подвеска), с помощью которой машину можно обуть в более широкие покрышки, чем те, которые предлагаются заводской комплектацией. Чтобы определить, какой именно лифт нужно сделать, сначала проводится расчет размера колеса, которое оптимально будет подходить при новых размерах. Для этого выясняется расстояние от подушки-отбойника до места его упора на моторе, к нему прибавляется еще пара сантиметров. Далее берут замеры расстояния от точек крыла до колеса (с учетом поворота колес). И измеряется диаметр собственных колес, установленных на машине. Получается, что максимальный размер колеса равен сумме диаметра колес и расстоянию до крыла с учетом хода подвески, помноженной на два. При последующих расчетах предстоящего тюнинга необходимо учесть, что диаметр будущих колес ограничивается не только размерами автомобиля, но и мощностью двигателя, возможностями трансмиссии – джип может просто не потянуть огромные грязевые шины на бездорожье, все равно, что на ребенка одеть ботинки взрослого человека и попросить пробежаться.

Смысл от установки больших колес может потеряться из-за нехватки крутящего момента, поэтому профессионалы не советуют увеличивать размер колес более чем на 30%. Джип должен иметь достаточно мощности для прокручивания колеса в вязкой субстанции, а также хорошо трогаться с первой и со второй передач. Если мощность мотора будет-таки утеряна, это можно поправить заменой шестерен главной передачи в мостах, но это довольно дорогое мероприятие. Особо отметим, что те, кто даже на джипе иногда любит погонять, вынуждены будут распрощаться с высокими скоростями, так как это, в первую очередь, опасно (машина теряет в управляемости), а во вторую – разгон и максимальная скорость машины увеличатся. Ну и как бонус – спидометр и одометр будут врать, так как они делают свои расчеты, исходя из размеров шин, рекомендованных заводом.

Кузовной лифт более прост и безопасен в исполнении, его делают с помощью установки специальных проставок между рамой и кузовом. Вместе с поднятием кузова почти не поднимается центр тяжести, автомобиль не теряет устойчивость в поворотах и при накренении. В качестве проставки можно использовать даже... хоккейную шайбу (идея Александра Дерюгина), но с условием, что шайба будет одна (шайбы нельзя класть друг на друга, так как нагрузка на болты будет нарушена и конструкция может развалиться в самый неподходящий момент). Если такого расстояния покажется мало, тут уже надо использовать стальные цельные проставки, они крепятся к раме с помощью сварки. Примечательно, что один из лучших отечественных гражданских внедорожников – Нива – не имеет рамы, поэтому чтобы установить на него колеса большого диаметра, нужно подрезать крылья.

Лифтовка подвески, наоборот, смещает центр тяжести вверх, из-за чего во время прохождения поворотов и кренов автомобиль теряет устойчивость, езда на нем довольно опасна. Поэтому лифт подвески принято считать радикальным методом – тонкость выбора желаемой высоты заключается в нахождении золотой середины, чтобы джип хорошо проходил по бездорожью, но не опрокидывался. Важно учесть, что у карданных валов есть предельный угол наклона, при котором их работа стабильна, при его уменьшении валы быстрее изнашиваются, а то и совсем перестают работать. В некоторых случаях эту проблему решают с помощью наклона вверх оси редукторов главных передач. А для улучшения поперечной устойчивости, чтобы машина не перевернулась, с помощью колесных проставок увеличивается ширина колеи.

Метод выполнения поднятия подвески зависит от ее конструкции, в разных автомобилях она, соответственно, разная. Внедорожники серий Nissan (Patrol GR), Toyota Land Cruiser (J8, LJ7, KJ7), Land Rover (Defender, Discovery, Range Rover), Mercedes (G) и Нива (задняя подвеска) оснащены пружинными подвесками. При лифтовке таких машин нельзя повредить «внутренние органы». Два продольных рычага и реактивная тяга поперечной устойчивости удерживают мосты, при ходе вниз мост упирается амортизаторами, а вверх – подушками-отбойниками. Пружины держатся между рамой и мостом, их длина и мощность специально рассчитаны на удерживание машины в среднем положении – чтобы сохранить эту характеристику постоянной, площадки крепления пружин, подушки-отбойники и амортизаторы переносятся вниз на высоту лифта.

Пружина держится в гнезде с помощью силы напряжения. Изготавливаются чашки-проставки, верхняя часть которых аналогична пружине, а нижняя – гнезду ее крепления. Чашки закрепляют в гнездах к раме при помощи болтов или сварки. Для подушки-отбойника изготавливается коробчатая проставка, длина которой равна длине чашки для пружины (иначе придется заменять неисправный амортизатор или подушки-отбойники, машина станет более жесткая или колесо будет задевать крыло). Далее увеличивается амортизатор, изменение длины должно быть равным высоте лифта. Амортизатор удлиняется в зависимости от типа крепления – либо перенесением его крепления вниз, либо увеличением его штока с помощью двух штырей с резьбой, повторяющих конец штока амортизатора, и отверстия с резьбой, куда прикручивается шток амортизатора. После лифтовки тяги поперечной устойчивости изменяются – если тяга сильно отклонена от горизонтального положения в недвижимом состоянии, то поперечный ход моста увеличивается при «прыжках» машины, так и перевернуться недолго. Поэтому лучше перенести их крепление, чтобы они вернули свое положение, которое было до тюнинга.

На отечественных внедорожниках – УАЗах, а также на иностранных Chevrolet (K-5) и Dodge (RAM) установлена рессорная подвеска, рессоры находятся над мостами. Лифт такой подвески почти аналогичен лифту пружинной подвески – проставка устанавливается между мостом и пакетом рессор. На проставке должен быть выступ, которым она будет вставляться в отверстие на площадке крепления рессоры, и отверстие для болта, который скрепляет пакет рессор. Стремянки придется заменить на более толстые, чем заводские. Вместе с этим процессом эксперты советуют развернуть передние рессоры серьгами назад, этот процесс называется Shakle Reversal. В автомобилях с системой антиблокировки задних колес нужно «договориться» с механизмом отключения задних тормозов, который следит за углом наклона кузова с помощью измерения расстояния от заднего моста и рамы, в случае сильного наклона кузова вперед он отключает задние тормоза. Соответственно, при поднятии кузова антиблокировочная система задних тормозов будет отключена.

После лифтовки рессорной подвески нужно постоянно диагностировать автомобиль – поднимать его за раму или бампер до вывешивания колес и проверять, не натянут ли шланг или не уперлась ли рулевая тяга во что-то, в противном случае пружина подвески может уничтожить их. Необходимо следить за карданом, не нарушать его балансировку – надо сделать отметину на месте стыка его со шлицем (когда колеса вывешены), снять карданы и проверить длину их соединения, она должна быть такой, чтобы кардан не провернулся в шлицах и чтобы обе его части были равными в осях. Возвращать кардан на место нужно аккуратно, чтобы он встал точно так же, как раньше.

На внедорожниках серии Jeep (Wrangler, Cherokee), Toyota Land Cruiser (J4, J6, J7), Land Rover (до выхода на рынок модели Defender), Nissan Patrol (160/260) и Suzuki (Samurai) устанавливается рессорная подвеска, это самый распространенный вариант, когда рессоры находятся снизу мостов и закреплены стремянками. Они и пружинят и являются несущей деталью, ход рессор ограничивается аналогично пружинной подвеске: снизу – амортизаторами, сверху – подушками-отбойниками.

Самый распространенный способ лифта такой подвески – SpringOver (перенос рессор на верх мостов). Он представляет собой увеличение клиренса и ликвидацию пакетов рессор. Чтобы установить рессоры поверх моста, нужно изготовить и укрепить там новые площадки для крепления. Но подводный камень этого метода заключается в чересчур большой высоте лифта, так как она составляется из толщины оси и пакета рессор. Высоту лифта можно сократить с помощью переворота серьги рессоры – закрепить ее на специально изготовленный кронштейн. Эта манипуляция увеличит срок службы рессоры. Кроме того, тем, кто решился на такую доработку, следует приготовиться к нестабильной работе рулевых тяг, тормозных шлангов и карданов. Угол наклона шкворней можно восстановить с помощью вырезки поворотных кулаков и приваривания их обратной стороной, чтобы поворот моста вокруг оси был компенсирован. Опять же, для сохранения поперечной устойчивости необходимо расширить колею.

Можно и не перемещать пакеты рессор из-под моста, а выполнить удлинение серег рессор, изготовить новое крепление рессор или новые рессоры с изгибом. Правда, из всех этих трех предложенных вариантов лишь первый чаще всего встречается на практике – при удлинении серег рессор лифт составляет около половины ее удлинения, иначе при слишком длинных серьгах снижается проходимость.