Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

«ЭлСити» – город без пробок?

В 2007 году правительству Москвы был представлен проект, который, по словам его создателей, полностью решит проблему московских пробок. Для изучения этого вопроса была создана рабочая группа, в ближайшее время должно быть вынесено решение об эффективности проекта и последующей его реализации. Сможет ли Москва лет через пять стать городом со свободным движением?

Идейный вдохновитель этого плана д-р Роланд Липп утверждает, что сможет. Москва – город с нарастающей плотностью застройки. Соответственно, с увеличивающимся количеством машин. Пробки на основных магистралях образовываются даже в выходные дни, а средняя скорость движения автотранспорта колеблется в районе 15 км/ч. Выход из этой ситуации д-р Липп видит в использовании территорий, расположенных вдоль линий электропередач и железных дорог, проходящих через город. Протяженность этих территорий, по оценке компании StrassenHaus, составляет 1080 км для ЛЭП и 780 км вдоль железных дорог.

Смысл мастер-плана «ЭлСити» предельно прост – строительство многоярусной магистрали, по верхнему уровню которой едут автомобили, а в нижних располагаются паркинги, инженерные сооружения, офисы и грузовые тоннели. Расположение инженерных линий в данном случае не требует дополнительных территорий, просто в техническом обслуживании и экономически выгодно. Предполагается, что эта транспортная сеть будет представлять собой бесперекрестное движение общественного и личного транспорта верхнего уровня и зеленые зоны, свободные от транспортного движения. Для изменения направления движения используются транспортные развязки. Эта бесперекрестная сеть работает по аналогии с метро. Парковочные места в «ЭлСити» расположены близко к цели назначения, на расстоянии пятиминутной пешеходной досягаемости. Основные задачи мастер-плана – создание двух высокоэффективных транспортных сетей для легкового и общественного транспорта, строительство паркингов в пешеходной досягаемости, создание городских зеленых зон.

Реализация проекта, по замыслу создателей, должна автоматически повлечь не только прекращение пробок на дорогах, но и улучшение экологической обстановки в городе. Это должно произойти в результате уменьшения количества выхлопов транспорта из-за отсутствия причин торможения. Также разовьется инфраструктура за счет более эффективного использования старых и освобожденных городских зон, протяженность которых, по мнению д-ра Липпа, достигает 3000 км.

Если говорить о практической стороне вопроса, то стоимость 1 км такой магистрали оценивается в 300 млн евро. Срок строительства 1 км составляет 6 месяцев. Пилотный участок длиной опять-таки в 1 км предполагается построить в районе станции метро «Кантемировская».

«ЭлСити» – полностью инвестиционный проект, разработанный специально для Москвы. Причина подобной эксклюзивности заключается в том, что ни в одной другой европейской столице через территорию города не проходят высоковольтные линии. Основная идея создателей в том, что компании-инвесторы строят здания инфраструктуры, а дорога прокладывается практически бесплатно. За счет аренды офисов и паркингов и планируется окупить вложения, поскольку въезд на дорогу будет бесплатным. И, как утверждает сам д-р Роланд Липп, за 4-5 лет эта магистраль способна полностью решить проблему пробок за счет увеличения вдвое пропускной способности дорог.

Однако стоимость этого решения будет немалая. 1800 км магистрали по цене 300 млн евро за километр обойдется инвесторам в почти баснословные 540 млрд долларов. По мнению специалистов, это – явно завышенная стоимость для любого строительства. Сами же опрошенные нами автомобилисты считают, что это может ослабить проблему напряженности на дорогах, но не более чем на несколько лет. Причина того – опережающее строительство дорог увеличение количества машин.

Еще один немаловажный нюанс: любое дополнительное крупное строительство влечет за собой разрушение существующих построек. Так, в ходе строительства третьего транспортного кольца произошли разрушения и обвалы многих зданий. Но создатели «ЭлСити» утверждают, что проект органично впишется даже в исторический центр города, не нанесет ущерба имеющимся постройкам и совершенно безопасен.

Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что не только западных специалистов волнует движение на городских улицах. Например, Харьков (Украина) также является городом с очень напряженным движением, поэтому губернатор области Арсен Аваков минувшей осенью инициировал разработку концепции строительства подземных тоннелей для автомобильного движения.

В Москве для разгрузки дорог пытались вводить скоростные трамваи, представляющие собой что-то среднее между трамваем и наземным метро. Предлагались также такие меры, как ограничения на въезд в город, платный въезд в центр, ограничения на парковку и т.д. Но воз и ныне там. Строительство третьего транспортного кольца, долженствующего сделать поездки на машине быстрее и удобнее, ситуацию не сильно изменило – теперь в час пик стоят все три автотранспортных кольца.

Вполне возможно, что причина такого положения дел в том, что вакуума в природе быть не может, и освободившееся место автоматически заполняется. В таком случае возникает вопрос: а возможно ли вообще свободное движение в городе? Многие автолюбители утверждают, что при существующей политике правительства, дорожно-строительных органов и ГИБДД никакими новыми дорогами Москву от пробок не избавить.