Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Аэрография: передвижное искусство

Зарождение аэрографии можно отнести к древним временам, когда в пещерах люди разрисовывали стены с помощью распыления краски через соломинку изо рта. Подобную живопись обнаружили в пещерах Ласкаукс во Франции. А основоположником аэрографии в современном ее понимании был изобретатель Абнер Пейлер. Именно он 150 лет назад в Америке изобрел устройство «дозатор маляра», распыляющее жидкую краску с помощью сжатого воздуха. По прошествии 20 лет его название изменилось на «аэрограф»  (Air Brush, воздушная кисть). Два брата  Либерти и Чарльз Волкап  в 1881 году выкупили патент у Пейлера и добавили к дозатору курок, контролирующий воздух и краску независимо друг от друга.

Аэрография – это техника нанесения изображения на поверхность автомобиля, мотоцикла и прочих предметов с помощью аэрографа. Аэрограф – воздушная кисть, устройство для распыления краски. У него довольно узкий регулируемый спектр распыления. Устройство наносит довольно тонкие штрихи даже небольшого размера, что позволяет сделать самые замысловатые рисунки. Нанесение рисунка на автомобиль происходит следующим образом: после определения темы и расположения изображения (с учетом цвета, а порой и модели машины) разрабатывается эскиз (с помощью фотографии авто и графического редактора). Затем идет подготовка деталей кузова, на которые будет наноситься рисунок, – верхний слой лака матируется с помощью наждачной бумаги, чтобы впоследствии краска лучше легла на лакокрасочное покрытие, убираются мелкие дефекты на поверхности. И наконец наносится сам рисунок, для этого используют подготовленные заранее краски, смешанные колористом или художником. После аэрографии на деталь наносится лак, а после его затвердевания она полируется. Конечно, решившиеся украсить свой автомобиль рисунком должны следить за ним во время дальнейшей эксплуатации, в случае появления царапин необходимо делать абразивную полировку.

О чем думают люди, которые готовы заплатить немалые деньги за то, чтобы их машина стала объектом пристального внимания? Они думают о том, что теперь их автомобиль эксклюзивный, выделяется из массы подобных ему, о том, что рисунок расскажет об индивидуальности владельца, его характере, а также о том, что по этим причинам аэрографию можно назвать некой гарантией от угона. А чем руководствуются люди, которые не решаются на нанесение рисунка? В первую очередь, высокой стоимостью этой работы, а также высокой стоимостью его восстановления, во-вторых, некоторым совсем не по душе мысль, что их машина может примелькаться или «засветиться».

В этом году пройдет конкурс «Мастер аэрографии 2008», это обновленный Ежегодный всероссийский конкурс среди профессионалов в области аэрографии. Его цель – популяризация аэрографии как нового вида современного искусства, в нем могут принять участие как профессионалы, так и любители. В составе жюри будут эксперты в области дизайна и аэрографии: президент клуба «Extreme design» при Союзе дизайнеров России, доцент каф. МГХПУ им. графа Строганова Олег Левин; президент московского отделения Международной ассоциации союза дизайнеров, академик художественной критики Феликс Березнер; генеральный директор Объединения российских художников аэрографии Игорь Козинов; генеральный директор экспертного бюро аэрографии «СБ-Арт» Игорь Шелаев; главный редактор журнала «Тюнинг автомобилей» Петр Лихолитов и абсолютный победитель конкурса «Мастер аэрографии 2007» Айдар Валеев.

Первый тур конкурса закончился 1 апреля, до этого числа претенденты должны были прислать анкету с фотографиями своих работ организаторам конкурса. Из них выберут 20 человек, которые будут состязаться друг с другом. Во втором туре они будут расписывать планшеты, в третьем туре конкурсанты распишут части кузова или полностью автомобиль. Суперфинал «Мастера аэрографии» пройдет с 27 по 31 августа в рамках выставки «Интеравто» в Крокус-Экспо: три лучших мастера аэрографии будут рисовать прямо на стенде в режиме реального времени. Победителю достанется хрустальная статуэтка, денежная премия и, конечно, звание мастера аэрографии 2008 года. Во время проведения туров на всех крупнейших автомобильных выставках во многих городах России будут выставлены работы участников в галерее «Мастер аэрографии». Организаторы конкурса предполагают, что галерею посетит более 1,2 миллиона человек.

Как можно стать мастером аэрографии? С чего все начинается и к чему приводит – об этом нам рассказал мастер аэрографии тюнинг-ателье Drive Customs Garage Александр Дибривный:

Как ты стал заниматься аэрографией?
– Я с детства любил рисовать, это стало моей профессией. Окончил курсы маляров по системе DuPont, где научился правильно красить машины и мотоциклы. Дальше я занимался покраской автомобилей, но рисунки меня по-прежнему интересовали. В сервисе, где я работал, один коллега занимался аэрографией, и однажды я тоже решил попробовать себя в этом деле – взял его инструменты и попробовал что-то изобразить. Естественно, у меня ничего не вышло, никаких очертаний и линий – размазня. Ни один человек с улицы не может так просто взять и начать рисовать аэрографом! Я начал учиться у своего товарища технике нанесения рисунка воздушной кистью и постепенно вник в это искусство.

Процесс нанесения рисунка на деталь – довольно сложная работа.
– Несомненно, это очень кропотливый труд. Каждый цвет надо вырисовывать отдельно, а продолжительность работы зависит от сложности рисунка. Работа с трафаретами требует особой аккуратности. Казалось бы, почему заказать аэрографию на машину – такое дорогое удовольствие? Это очень трудоемкий процесс – выбрать рисунок, подготовить деталь, а то и всю машину полностью, матировать, нанести изображение – причем каждый цвет рисуется отдельно, сделать несколько слоев. Чем «реалистичнее», объемнее рисунок – тем больше работы.

На деталь наносится так много краски, а она все равно остается гладкой…
– Каждый цвет обычно смешивается с растворителем, в процентном соотношении получается примерно 10% краски и 90% растворителя, а уже после нанесения рисунка деталь снова покрывается лаком. Рисунок невозможно ощутить руками, так как там практически нет пигмента краски. Когда люди смотрят на рисунок, который создает впечатление объемности, многие думают, что там куча краски, но в аэрографии такой же принцип, как и в рисунках на стене, полотне, холсте – главное правильно выбрать тип изображения и правильно все сделать.

В каком стиле ты рисуешь?
– Так как в основном я делаю аэрографию на мотоциклах, я отдаю предпочтение стилям фентези, абстракции. Байкеры, как известно, любят всякие скелеты, «мясо» – вот в таком «злом» стиле я и делаю свои работы.

Что можешь рассказать о своих работах?
– Отмечу одну из своих работ – я «одел» Opel Tigra в шкуру тигра. Нанес на всю поверхность автомобиля тигровые полоски, получилось очень эффектно и подчеркнуло характер модели этой машины. Мотоциклы с аэрографией, которую я делал, выставляются на мотосалонах.