Насколько важна роль штурмана в ралли?Ралли – один из самых популярных видов автоспорта на планете. Мастерство и предельная концентрация пилота во время гонки являются одними из главных составляющих успеха. Однако многие забывают, что в этих гонках участвует не только пилот, но и штурман. Только их слаженные и четкие совместные действия способны привести экипаж к успеху. В таком динамичном и быстром виде автоспорта, как ралли, результат может решить одно мгновенье, одна доля секунды. Небольшое промедление или, наоборот, слишком быстрое прохождение поворота могут обернуться непоправимыми последствиями. Чтобы этого не случилось, пилот должен четко представлять себе трассу, заранее знать, что ждет его экипаж за следующим поворотом. Для того чтобы точно выбирать траекторию и скорость, в наушник водителя идет нескончаемая информация о том, что готовит трасса. По словам одного из самых выдающихся пилотов современности Клина МакРея, слова штурмана – это больше чем напоминание, это очень подробное, трехмерное описание лежащей впереди дороги, зачитываемое штурманом с огромной быстротой, и даже мельчайшая ошибка или оговорка может оказаться роковой. «Когда штурман ошибается в повороте, скрытом от водителя трамплином, все может закончиться самым скверным образом, – говорил МакРей. – Если же пилот видит поворот, последствия штурманской ошибки удается несколько сгладить, но не сомневайтесь – в любом случае момент будет чрезвычайно неприятный, а в девяти случаях из десяти дело завершится аварией». В стенограмме отражаются данные о направлении, траектории, а также скорости, которую должен выбрать пилот при маневре. Кроме того, там содержатся данные, по какой траектории нужно выходить из виража, нужно ли доворачивать руль в конце поворота, стоит ли прибавить или убавить газ. Выражаясь простым языком, в стенограмме поступательно отображены фактически все необходимые действия, которые должен совершить пилот. Известный штурман и бывший партнер МакРея Ники Грист отметил, что разные пилоты предпочитают разные принципы стенограмм. МакРей использовал стенограмму, основанную на числах, обозначающих передачи. Многие пилоты предпочитают, чтобы числами была обозначена крутизна поворота. Некоторые используют описательную систему. По сути, неважно, каким принципом заполнения стенограммы пользуется экипаж, главное, чтоб он был понятен пилоту. Российские раллисты в большинстве своем предпочитают стенограмму, основанную на числах и различающую повороты по степени крутизны: чем больше скорость и выше передача, тем меньше число, присвоенное данному повороту. Например, поворот, который МакРей называл «правым 6» и проезжал на 6-й передаче, в стенограмме российского гонщика будет записан как «правый 0» или «правый один». После подробного ознакомления с трассой штурман вынужден вычеркнуть некоторую информацию, так как во время гонки он просто физически не успеет передать ее пилоту. Стенограмма возникла еще до Первой мировой войны, однако эпоха ее расцвета началась в 60-е годы, когда, приезжая на какую-либо гонку, гости пытались свести к минимуму преимущество местных экипажей, знавших свои трассы до мельчайших подробностей. В наше время процесс ознакомления с трассой четко регламентирован организаторами ралли. Трасса записывается на невысокой скорости, чтобы не упустить даже малейшие нюансы. За день можно записать от двух до четырех спецучастков. Для ознакомления с трассой используются не «боевые» болиды, а специальные тренировочные автомобили. Трассы, на которых экипаж выступал неоднократно, требуют лишь некоторой корректировки старой стенограммы. Когда экипаж осваивает незнакомую трассу, задача штурмана – зафиксировать описание трассы как ее видит пилот, а уже после ознакомления немного его подкорректировать. Важность роли штурмана в ралли не вызывает никакого сомнения – он должен четко записать все мысли пилота, чтобы потом, во время гонки, так же четко передать ему эти мысли обратно. Кроме того, стенограмма – это дело сугубо индивидуальное, как отпечатки пальцев. Многие штурманы говорят, что нет в мире двух повторяющихся стенограмм.
|
|