Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

«Отечественные» иномарки 2007 года

Количество машин на отечественных дорогах с каждым годом растет. Общий парк легковых автомобилей в России в 2006 году вырос на 4,8%, а количество иномарок — на 16,4%. Граждане чувствуют это по прогрессирующим пробкам на улицах городов. Объем автотранспорта увеличивается в основном за счет иномарок. И единственное решение в этом случае – собственная автосборка, пусть и иностранных компаний.
В России происходит стремительный рост автосборочных производств. На сегодняшний день заключено 12 соглашений с ведущими мировыми автопроизводителями, которые уже строят или будут строить у нас в стране современные автосборочные заводы. Можно сказать, что 2007 год оказался весьма удачным для автосборочного производства – в 2007 году было собрано порядка 420 тыс. автомобилей.
Тольятти давно потерял статус безусловной столицы российского автомобилестроения. С недавнего времени Санкт-Петербург назвали «русским Детройтом». И причина тому – иностранные автопроизводители, открывшие свое производство в Северной столице. Теперь город на Неве станет родиной для Toyota, General Motors, Nissan и Suzuki, а согласно последнему подписанному соглашению – Hyundai. Этот договор стал следствием высокой популярности данной марки в России. За 11 месяцев 2007 года россияне купили 125 тысяч новых автомобилей этой марки. Все эти компании обещают совместно  принести в бюджет Петербурга к 2010 году 1,18 млрд долларов. А ведь всего пару лет назад весь объем иностранных инвестиций в город составлял 980 млн долларов.
В мае 2007 года было объявлено о начале строительства заводов General Motors и Nissan. По прогнозам руководства, первый Nissan Almera российского производства сойдет с конвейера в конце 2009 года. Всего на начальном этапе будет выпускаться 50 тыс. автомобилей в год. Внедорожник Chevrolet Captiva, а также модель С-класса, название которой пока держится в секрете, компания GM планирует выпустить уже в ноябре 2008 года. Россияне смогут приобретать до 60 тыс. «почти отечественных» машин этой марки.
Компания Suzuki 8 июня 2007 года подписала договор о начале строительства своего завода. В Петербурге будет собираться седан с увеличенным дорожным просветом, созданный на базе кроссовера SX-4, стоимостью до 20 тыс. долларов.
21 декабря 2007 года с конвейера автозавода японской компании Toyota в Шушарах под Санкт-Петербургом уже сошла первая Toyota Camry. Это – первый автомобиль из предполагаемых 20 тыс. машин в год, производимых на начальном этапе. В дальнейшем японский концерн намерен выпускать до 50 тыс., а в долгосрочной перспективе – 200 тыс. автомобилей в год.
Стоит отметить, что одновременно с открытием завода Toyota произошла закладка еще одного завода, уже по производству автомобильных комплектующих. И тоже в пригороде Петербурга. В Колпино компания «Интеркос-4» будет производить кузовные детали для иностранных и отечественных автомобилей. Заказчиками являются ведущие автомобильные производители России, а также автомобильные концерны Volkswagen и Ford. Это позволяет надеяться не только на развитие отверточного производства в нашей стране, но и на создание автомобильного кластера полного производственного цикла.
Постепенно конкуренцию Самарской области начинает создавать и Нижегородская. По заверениям администрации области, объем сборки автомобилей в перспективе составит 300 тыс. штук. Основными преимуществами губернатор Валерий Шанцев считает развитую систему логистики, наличие кадрового потенциала, а также возможность локализации производства. В мае 2007 года итальянский концерн Iveco (группа Fiat) совместно с компанией «Самотлор-НН» объявил о намерении организовать автосборочное производство на базе автобусного завода «Семар» по выпуску малых и средних грузовиков и автобусов. На будущем предприятии планируется собирать до 40 тыс. единиц техники. Объем инвестиций в это производство – около 50 млн евро. В городе Дзержинск Нижегородской области выбрал площадку для строительства своего завода мощностью до 250 тыс. автомобилей в год французский концерн Peugeot Citroen. Планируется производство, как минимум, двух моделей Citroen в количестве 60-80 тыс. в год. Какие именно это будут модели, пока неизвестно, но эксперты полагают, что это будут самые продаваемые в России модели – Citroen C4 и Peugeot 308. Объем инвестиций уже составил 400 млн евро.
В Нижнем Новгороде разместила свою автосборку даже Украина. Корпорация «Богдан» начала крупноузловое производство автомобилей и автобусов на автосборочном заводе в Борском районе.
Калуга тоже начинает претендовать на звание центра автомобилестроения. Германский концерн Volkswagen в конце ноября 2007 года уже ввел в эксплуатацию в Калужской области свой автозавод. Предприятие будет выпускать Volkswagen Passat и Skoda Octavia. В перспективе планируется сборка Volkswagen Jetta и Skoda Fabia. Кроме того, в России компания планирует выпускать внедорожник Tiguan и новый автомобиль на базе Volkswagen Polo, разработанный специально для российского рынка. Пока открыто только крупноузловое производство, но в течение ближайших 2,5 лет планируется перейти на полный цикл автопроизводства. В середине декабря 2007 года российское подразделение автоконцерна Volvo подписало соглашение с генподрядчиком на строительство завода в Калуге. Строительство закончится только в апреле 2009 года, но после этого региону будет обеспечено производство 10 тыс. грузовых автомобилей Volvo моделей FH, FM, FE, FL и 5 тыс. грузовых автомобилей марки Renault моделей Premium и Kerax. Кстати, с производством автомобильных комплектующих в Калуге также неплохо – завод «Автэл» является одним из давних поставщиков ОАО «АвтоВАЗ» и недавно вошел в рейтинг лучших поставщиков гиганта отечественного автомобилестроения.
Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ) с 2001 года выпускает ежегодно по 50 тыс. автомобилей Hyundai, в частности, модели Accent и Sonata. Весной 2007 года на заводе начался выпуск кроссовера Hyundai Santa Fe Classic. К 2009 году планируется довести количество российских южнокорейских машин до 120 тыс. штук. Кроме того, на новом производстве уже начался выпуск лицензионных моделей Tager и Road Partner.
Лидером автомобильного производства в Калининграде является «Автотор». Собственно, по количеству претензий в свой адрес предприятие тоже лидирует, но радует водителей новинками ассортимента регулярно. Там полным ходом идет сборка внедорожников Chevrolet Tahoe и TrailBlazer, а также Hummer H2, Cadillac SRX, CTS и STS. Пока это крупноузловая сборка. В ближайшее время планируется начало сборки и окраски Chevrolet Lacetti (план – 45 тыс. машин в год), кроссовера Chery Tiggo и универсала Chery B14. Всего таким способом будет производиться более 160 тыс. автомобилей, а совсем скоро начнется сборка первой и седьмой серий BMW и внедорожника X5.
В Татарстане в настоящий момент идет работа над созданием первого в России предприятия с локализацией производства более 90%. ООО «Северсталь-авто-Елабуга» в конце осени 2007 года произвело пилотный пуск конвейера по производству автомобилей Fiat Ducato. Пока это – отверточная сборка, но до 2011 года планируется довести производство до проектных мощностей. В наступившем году руководство завода планирует каждые два месяца вводить новую модель автомобиля. Всего их запланировано восемь.
В ноябре 2007 года канадская компания Magna заявила о намерении инвестировать в российский автопром 500 млн долларов и построить завод по сборке моделей Сhrysler. Мощность производства составит 150 тыс. машин с возможностью удвоения. Однако делать окончательные выводы об этом проекте пока рано, поскольку сведения о нем слишком противоречивы.
Завершился 2007 год подписанием 28 декабря соглашения между МЭРТ России и японской автомобилестроительной компанией Mitsubishi о предоставлении льгот для промышленной сборки автомобилей. Производство будет запущено только в 2009 году, но уже сейчас известно, что японцы планируют инвестировать в этот проект 220 млн долларов и начать с объема в 50 тыс. автомобилей. Вероятнее всего, производство будет расположено в Калужской области.
На фоне всего этого бодрого «иномарочного великолепия» отечественные производители пытаются выдержать конкуренцию. Недавно была усовершенствована уже известная автомобилистам «Калина». Она получила современный мотор объемом 1,4 л. Появились предсерийные «Калины» и «Приоры» в версии «люкс» (с двумя подушками безопасности, АBS и кондиционером). В начале этого года планируется расширение гаммы кузовов – у «Калины» появится универсал, у «Приоры» – хэтчбек. А ближайшим летом ОАО «АвтоВАЗ» обещает запустить в серию автомобиль «Лада-Калина Спорт» с модернизированным 16-клапанным мотором (1,6 л, 125 л. с.) и новой трансмиссией. Всего в 2008 году будут выпущены 2,5 тыс. таких автомобилей. В целом, «АвтоВАЗ» планирует в 2008 году увеличить объемы производства на 5-7%. Горьковский автозавод несколько отстает от гонки за новыми моделями, но совершенствует имеющиеся марки. 2007 год для предприятия ознаменовался выпуском «Волги» и «ГАЗели» с новым интерьером.