Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

ЛуАЗ-13021. Made in Russia?

Наверное, уже многие слышали о том, что в Подмосковье начинается выпуск автомобилей ЛуАЗ. Нам довелось побывать на заводе ЗАО «Валетта» в поселке Поварово, где происходит сборка этих оригинальных машин и поездить на небольшом грузовике ЛуАЗ-13021.

Скорее всего, никто и не догадывается, что на автосалоне в Турине в 1978-м году ЛуАЗ-969М был признан одним из лучших автомобилей, войдя в ТОП-10 по мнению жюри. Некоторое время его даже экспортировали в Италию, где его немного модернизировали, устанавливая более мощный мотор. Поставляется он сегодня по цене в $5000, да и за эту сумму вряд ли было бы можно найти такую машину с независимой подвеской, полным приводом, колесами заднего моста, которые подключались на ходу без сцепления, с усиленной понижающей передачей и дифференциалом задних колес, который можно было заблокировать. Да и непривлекательная внешность не была помехой для рыболовов, охотников, садоводов и дачников. Можно было проехать по самой глубокой грязи, потом все смыв из шланга.

Автомобиль собирается вагоноремонтном депо, которое ЗАО «Валетта» арендовала, благодаря этому комплектующие буквально «заезжают» в цех. Из Луцка комплекты поставляются в специальных контейнерах: все отдельно – двигатели, кузова, подвески и прочие узлы. Сборка ведется стапельная, что означает большую тщательность, если сравнивать с конвейером. Помимо этого, в будущем будет проще собирать другие версии по индивидуальному заказу. Расчетная мощность цеха составляет 1.5 тысячи автомобилей ежегодно. Отметим, что пока собрали только 10 машин.

Большая часть комплектующих изготавливается в России: отопление, тормоза, электрооборудование (за исключением генератора), карбюратор, ветровые стекла. По мере увеличения объема продаж руководство планирует снизить розничную стоимость автомобиля до $4500. Но, если есть возможность, то с покупкой лучше не мешкать. Дело заключается в том, что пока автомобили проходят цикл «контроль-обкатка» для выявления дефектов и брака. Если объемы производства увеличатся, то контроль качества, скорее всего, производить будет сложнее. В дальнейшем завод планирует освоить специальные прицепы грузоподъемностью до 600 кг. Это, как полагается, вызовет дополнительный интерес к автомобилю.

Пожалуй, пришло время описать автомобиль самым подробным образом. Двигатель достался ему от «Таврии» (МеМЗ-245-20), устанавливается продольно. Также встроено бесконтактное зажигание, оборудованное датчиком Холла. Предполагается, что автомобиль будет работать в непростых условиях, поэтому радиатор взят от ВАЗ 2108, что позволяет избегать перегрева двигателя при стоянии в пробке. Отопитель взят от ВАЗ 2101, он представляет собой испытанную конструкцию, в которой вопросы может вызывать только краник. Помимо этого, имеют три гидроцилиндра, установленные из-за использования полностью раздельной системы тормозов. Задний и передний контуры независимы друг от друга, каждый имеет собственный бачок и цилиндр. Тормоза воздействуют на оба штока (отметим, что «задний» через пружину, которая немного ослабляет усилие во время нажатия на педаль). В переднем контуре монтирован вакуумный усилитель от 412-го Москвича. В целом, много частей тормозной системы были взяты с Москвичей разных моделей.

Осмотрим салон. Рулевое колесо позаимствовано от Таврии, сиденья так же её – они достаточно удобные, имеют подголовники и по размерам немного выше, нежели в ЛуАЗ-969, в котором водитель не мог видеть капот со своего места, что затрудняло маневрирование. Капот теперь можно легко увидеть, а над головой достаточно много места даже для высоких людей. Автомобиль снабжен инерционными ремнями безопасности. Наверное, неудобен разве что доступ к задним сиденьям – придется пройти через передние. Однако посидеть сзади можно с удобством. Стеклоочистители имеют три режима работы и новые щетки.

Нельзя не отметить отличную ремонтопригодность ходовой части. Все составляющие доступны, а запчасти довольно просты в изготовлении, что может позволить в короткие сроки запустить их в производство.

Скорее всего, высоким водителям слишком длинной может показаться рулевая колонка, но больше нареканий не будет. Рычаги управления коробкой передач и педали на своих местах. Зимой при отрицательной температуре двигатель легко запуститься. Правда, конечно, придется немного прогреть. Первое, что бросается в глаза – это относительная тишина в салоне, в сравнении с ЛуАЗом с двигателем на воздушном охлаждении. Конечно не так, как, как примеру, в Жигулях, но поговорить можно.

Также снижению шума способствуют радиальные шины размерами 6.45х13, которыми комплектуются машины на заводе. Обычные луазовские шины 5.90х13 конечно, представляются более шумными и понадобятся они, наверное, только рыболовам и охотникам. Значительно возросла приемистость (на 13 л.с.). Автомобиль обладает увеличенной базой, поэтому, как отмечается, едет более плавно, в сравнении с 969-м. Переключать передачи легко, но нужно со временем привыкнуть к иной схеме переключения и достаточно большому ходу длинного рычага. Испытывать внедорожные качества автомобиля мы не пытались, но все-таки смогли загнать его в свежий снег вплоть до осей. Обычно, легковые автомобили в этом случае «встают», но здесь хватит включить блокировку дифференциала, о чем подскажет лампочка на панели, и с легкостью выезжаем из снега задним ходом.

Есть ли у этого автомобиля перспективы продаж? Наверное, да. В конкурентах у ЛуАЗа только УАЗ 3151, который дороже на $1000, да и не всем понравится вместимость на 7 пассажиров. Помимо этого, компактный 4-местный ЛуАЗ имеет вдвое меньшую массу в сравнении с УАЗом: если и застрянет, то можно вытащить совместными усилиями. Расход топлива также меньше, но заметно выше удельная мощность. Радиус поворота и удельное давление меньше, а подвеска независимая.

ЛуАЗ-13021. Made in Russia?

Технические данные: количество мест – 4; общая масса – 1370 кг; макс. Скорость – 95 км/ч; разгон до 80 км/ч – 26 с; средний расход бензина – 10л/100 км; допустимый груз для перевозки – 2 человека + 250 кг или 4 человека + 100 кг; радиус поворота (наименьший) – 5.5 м; предельный преодолеваемый уклон – 31 градус.

Размеры автомобиля: длина – 3410 мм; ширина – 1610 мм; высота – 1770 мм; база – 180 мм; колея сзади/спереди – 1335/1340 мм; дорожный просвет – 280 мм.

Двигатель: 4-цилиндровый рядный МеМЗ-245-20, располагается продольно спереди; рабочий объем – 1091 смз; уровень сжатия – 9.5; мощность – 53 л.с./39 кВт при 5300-5600 оборотах; предельный крутящий момент – 89 Нм при 3000-3500 оборотах.

Коробка передач: задний и передний привод, отключение заднего моста. Подвеска – торсионная независимая. Шины: 175/80R13 или 5.90х13.

В салоне установлено рулевое колесо и сиденья от Таврии. Под капотом также двигатель от Таврии – МеМЗ-245-20. Шасси и мотор в сборе, на них «надевается» кузов.