Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Range Rover Sport: Москва — Питер в режиме off-road

«Сей день путешествие мое было неудачно; лошади были худы, выпрягались поминутно; наконец спускаяся с небольшей горы, ось у кибитки переломилась и я далее ехать не мог», — писал в своем нашумевшем «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев.

В радищевские времена шоссе, соединявшее две столицы, еще не было построено. Чтобы его доделать, в 1826 году высочайшим указом было запрещено дорожное строительство по всей России. Через несколько десятков лет после Радищева Пушкин ехал по этому шоссе в обратном направлении. И в своем «Путешествии из Москвы в Петербург» с ужасом вспоминал старую дорогу: «Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвый».

Маршрут, который нам предстоит, по качеству покрытия недалеко ушел от трактов радищевских времен. Впрочем, на автомобилях марки Land Rover неинтересно ездить прямым путем. Даже если едешь на люксовых «Рейнджах». Организаторы пробега постарались. Так что путь от внедорожного полигона Land Rover Experience в подмосковном Ильинском до нового гатчинского полигона под Питером нам предстоит извилистый и нелегкий. Заодно и проверим, как поведут себя машины на проселочных дорогах разной степени сохранности.

Лошадей, на недостаток которых постоянно жаловались и Радищев, и Пушкин, у нас было вдоволь. В одном только «суперчарджере» их 510 штук. В пробеге приняли участие все люксовые внедорожники Range Rover, включая флагманские машины в роскошной комплектации Westminster. Залог беспроблемной работы моторов, масло Castrol от спонсора.

Мы же специально выбрали самый маломощный автомобиль — Range Rover Sport с трехлитровым турбодизелем V6, который ставится также на Discovery 4. Правда, назвать его маломощным можно с большой натяжкой — благодаря системе параллельно-последовательного наддува с двумя турбинами мотор выдает 245 л. с. и 600 Нм. Интересно сравнивать такой Range Sport с машиной, оснащенной турбодизельной восьмеркой 3,6, разработанной совместно с BMW. Шестерка уступает всего 27 л. с. и 40 ньютонметров. При этом она экономичнее — 9,2 литра в среднем  против 11,1. А в разгоне автомобиль с TDV6 уступает автомобилю с TDV8 всего 0,1 секунды. Сейчас на смену восьмерке 3,6 пришел более мощный мотор 4,4 с уже опробованной на трехлитровой шестерке системой параллельно-последовательного наддува. Он выдает 313 л. с. и 700 Нм. И кроме того, новый дизель экономичнее прежней восьмерки на 18,5%. Мотор 4,4 уже ставится в паре с новым 8-ступенчатым автоматом на флагманские Range Rover. Такие машины подорожали примерно на 100 тысяч рублей.

Range Rover Sport c трехлитровым дизелем мы опробовали на трассе в Мячково. Тогда динамика и управляемость автомобиля нам показались вполне достаточными. А как поведет себя самый экономичный и доступный по цене Range Rover в автопробеге? Несмотря на то что Range Rover и Range Rover Sport внешне похожи и на первый взгляд различаются только наклоном задней стойки, технически это совершенно разные автомобили. Флагман больше, у него несущий кузов и передняя подвеска McPherson. Range Rover Sport рамный, с передней и задней подвеской на двойных поперечных рычагах, построен на базе Discovery. Интерьер у него более спортивный, и сидеть теснее, чем во флагманской машине. Внедорожное оснащение у обоих внедорожников одинаковое — постоянный полный привод, раздаточная коробка с передаточным отношением 2,93:1, умная система распознавания покрытия Terrain Response и пневмоподвеска, позволяющая изменять клиренс. У «Спорта» скромный по лендроверовским меркам дорожный просвет — 172 мм в стандартном и 227 мм во внедорожном режиме подвески. Для сравнения, у Range Rover стандартный клиренс — 231, а внедорожный — 283 мм. При этом у спортивного «Рейнджа» лучше геометрическая проходимость: угол въезда — 30,3 градуса (34,6 градуса — во внедорожном режиме), а съезда — 26 градусов (29 градусов — во внедорожном режиме). Для сравнения, у Range Rover угол въезда — 29  (34) , а cъезда — 24,2  (26,6). Зато у флагмана лучше продольная проходимость — 24,4 градуса (30 градусов) против 20,2 (25).

Подвеска Range Rover настроена на комфортное перемещение пассажиров. «Спорт» сделали жестче, чтобы добиться лучшей асфальтовой управляемости. Повадками рамный спортвнедорожник действительно напоминает спорткар. Настройки у него чересчур автобанные, в отечественных колеях автомобиль начинает гулять. Впрочем, лендроверовцы обещают адаптировать внедорожники к российским условиям и победить, наконец, пресловутую koleynost. Руль Range Rover Sport более короткий — 3,1 оборота против 3,46. Усилие баранке приятное, и информативности вполне хватает. Передачи можно переключать пластиковыми подрулевыми лепестками. Однако они слишком чувствительные и расположены вплотную к баранке. Нет-нет, да и нажмешь случайно, особенно при активном рулении.

Обе машины способны преодолевать водные препятствия глубиной 700 мм. На пути нам встретились несколько небольших речек, которые автомобили проходили с ходу,  поднимая выше крыши вееры брызг и почти обнажая дно. Во время привала на берегу Волги мы решили испытать режим «Камни», благо дно протекавшей рядом речушки Холохольная было покрыто здоровенными валунами. Работа электроники впечатляет. Тяжеленный внедорожник, самостоятельно действуя тормозами и газом, ловко переваливался с валуна на валун, стесывая негабаритные камни массивной рамой и металлической броней днища. Дурной пример заразителен, и на середину Волги выехал серый Range Rover, благо глубина там вроде бы небольшая. Выехал и провалился задним колесом в яму. Режим «Камни», газ в пол, электроника понимает, что автомобиль сел на брюхо, и дает команду пневмоподвеске еще выше задрать кузов. Еще газ в пол, и могучий внедорожник катится обратно на берег.

Увы, любоваться красотами нам не довелось. Большую часть дороги мы ехали в непроницаемом облаке пыли, которую поднимала колонна автомобилей. Облако было такого размера, что с легкостью скрывало полдеревни. Держались поближе друг к другу, чтобы не сбиться с пути. Слишком уж запутанный маршрут проложили организаторы. Рация не везде ловит, а GPS-навигация — и штатная, и даже гарминовский навигатор — подспорье неважное. Навигатор пытается вывести с еле заметных проселочных дорожек на трассу и далее коротким путем. Благо в роуд-буке есть координаты контрольных точек. По ним и ориентируемся. После пыльной бури наш черный автомобиль сделался, цитируя Радищева, «от пыли серовиден».

Ночевали на Валдае. А утром стояли напротив гостиницы как те два гоголевских мужика и рассуждали: доедет колесо до Гатчины или не доедет. Диск переднего правого колеса оказался погнут, и по ободу пошла трещина. Вдобавок спустило заднее колесо. Поставив вперед запаску и подкачав шину, поехали на шиномонтаж, где вытащили из колеса здоровенный саморез. А потом гнали во весь опор, чтобы успеть за ушедшей далеко колонной.
А этот отрезок пути пролегал по извилистому грейдеру. Ехать по нему на большой скорости — все равно, что плыть по реке на катере. Тормозной путь опасно увеличивается, а реакция на отклонение руля становится слишком замедленной.
Чуть перебрал со скоростью входа в поворот, а адаптивная динамическая система уже начеку. Она душит двигатель и воздействует на тормоза, предотвращая занос и не давая автомобилю вылететь на обочину. Вот здесь пригодились подрулевые лепестки — тормозить двигателем с их помощью очень удобно, правда, приходится перескакивать сразу на две-три передачи вниз.

Даже жесткая подвеска «Спорта» позволяет идти вне дорог с довольно высокой скоростью, не опасаясь пробоев. А электронноуправляемые амортизаторы мгновенно подстраиваются к любому покрытию. Правда, крупные дорожные дефекты все же чувствуются. Впереди уже забрезжил асфальт, как под днищем что-то застучало. Оказалось, от вибрации отвернулись болты металлической защиты катализатора, и она повисла на двух оставшихся. Посовещавшись, решили продолжать путь, авось защита не оторвется. Не оторвалась. А недостающие болты были куплены в первом попавшемся хозяйственном магазинчике всего за 20 рублей и установлены за несколько минут.

На  Ленинградку выехали всего один раз. И пожалели. Толчея, знаки. Движение местами было ограничено одной полосой — асфальт на левой вскрыли и сложили из его обломков пирамиды Хеопса. Успокоенные умеренным аппетитом мотора, мы хватились только тогда, когда солярки оставалось на самом дне бака. Пришлось срочно искать близлежащую АЗС. Первая попавшаяся доверия не внушала, но что делать!  Тем не менее, двигатель успешно переварил подозрительное топливо. Мотор, заправленный маслом Castrol, работал как часы и никаких хлопот не доставил. Несмотря на малость подпорченную карму, наш внедорожник выступил молодцом, не отстал от более мощных собратьев и израсходовал топлива меньше других. Интересно, что остальные машины прошли дистанцию без повреждений, не считая еще одного проколотого колеса.

В Гатчину мы прибыли под вечер. Полигон получился отменный — рампы, подъемы, склоны — все, чтобы продемонстрировать легендарную проходимость внедорожников.
Но уже начинает темнеть. Даже самые интересные приключения рано или поздно заканчиваются. Из Гатчины едем в Пушкин, а на следующее утро вылетаем самолетом в дымную Москву.