Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

ГЛОНАСС в каждую машину

Владимир Путин решил растормошить процесс развития ГЛОНАСС. Если темпы работы над отечественным навигационным комплексом не спадут, то уже через два года все новые машины можно будет оборудовать этой системой.

На совещании по вопросу использования технологий ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития регионов, проходившем в Рязани, премьер-министр заявил, что необходимо ускорить создание Единой национальной системы контроля и реагирования на чрезвычайные ситуации, в основе которой заложены возможности ГЛОНАСС.

Интерес к работе над созданием Единой национальной системы контроля и реагирования на чрезвычайные ситуации возобновился на фоне пожаров в стране, возникших из-за аномальной жары. Выяснилось, что оперативные службы не справляются со стихией не только из-за небольшой своей численности, но и из-за некомплексного подхода к работе на объектах.

Один из проектов федерального значения – система экстренного реагирования при автоавариях ЭРА-ГЛОНАСС. Ее силами оказание помощи пострадавшим будет намного быстрее за счет того, что автотранспорт будет оснащен автоматизированными навигационными терминалами, которые в реальном времени будут передавать информацию об аварии, вплоть до точных координат транспортного средства, попавшего в беду. Это позволит увеличить скорость реагирования на ДТП на 30% и снизить смертность при авариях на 50%, а так же сохранить в бюджете 200 млрд рублей. Система должна быть развернута на всей территории страны к 2014 году. В последствии ЭРА-ГЛОНАСС будет совмещена с аналогичной европейской службой ECOL.

Датчики ГЛОНАСС могут следить за техническим состоянием инфраструктуры. Например, на Дальнем Востоке, на мосту, соединяющем остров Русский с материком, установлены 30 датчиков, которые отслеживают малейшие колебания объекта. Кстати, лабрадор Владимира Путина с 2008 года щеголяет в первом в мире ошейнике с приемником ГЛОНАСС – премьер-министр может узнать о каждом шаге своего домашнего питомца.

Лишь два государства в мире имеют собственную навигацию – Россия и США. По словам Владимира Путина, преимуществом отечественной системы является то, что она двухсистемная, то есть может принимать сигналы как со спутников ГЛОНАССа, так и американского GPS. Но, несмотря на это, не больше 10% автомобилей в нашей стране используют российскую навигацию. Зато за ГЛОНАССом уже встали в очередь Украина, Белоруссия, Индия, Куба и Казахстан.

Другие страны тоже занимаются разработкой своих навигационных систем: в Европе идет работа над системой «Галилео», в Китае – «Компас»… Но они выйдут на рабочие мощности не раньше 2015 года. «Нам только нужно набранные темпы не терять и не отставать в этой работе, а, наоборот, идти так, как мы это делаем сейчас, на полкорпуса впереди», – заявил Владимир Путин. Напомним, что навигационная спутниковая система ГЛОНАСС была принята в эксплуатацию в 1993 году.

На работу над глобальной российской навигационной системой уже потрачено 60 млрд рублей. В этом и следующем годах на проект уйдет еще около 48 млрд рублей. Сейчас сигнал ГЛОНАСС полностью покрывает территорию России. До конца года будут запущены еще 6 спутников, и тогда на орбите постоянно будут находиться 24–28 космических аппаратов. Сигнал российской навигационной системы будет ловиться по всему миру. В декабре этого года начнутся летные испытания космического аппарата нового поколения ГЛОНАСС-К, более качественного и с увеличенным сроком службы. В это же время на земле продолжатся разработки принимающих устройств, программного обеспечения и карт.

В законе о навигационной деятельности прописано требование, согласно которому с 2011 года многочисленные транспортные и другие техсредства (водные, высокоскоростные железнодорожные) будут включены в перечень обязательного оснащения системами навигации. Глава Роскосмоса Анатолий Перминов сказал на совещании, что Минпромторг планирует выпускать до 1 млн навигационных чипсетов в год. Для разных целей использования разработано 33 вида навигационного оборудование, в разработке находятся еще 10. Работа над ними и над цифровыми картами будет завершена в 2011 году.

К концу 2010 года количество внедренных в работу комплексов ГЛОНАСС составит 43 тысячи. Они устанавливаются в автомобили скорой медицинской помощи, управления внутренних дел и прочие транспортные средства. Владимир Путин отметил, что часто приходится сталкиваться с отсутствием комплексного подхода к внедрению навигационных технологий в регионах: «Кто во что горазд, тот так и делает. Отсюда несовместимость технических и программных решений на уровне ведомств, регионов и муниципалитетов. Например, скорые или милицейские машины, выезжая за пределы своего региона, просто теряются из вида диспетчерскими службами. Вот здесь, в Рязани, отслеживается, а чуть выехали в сторону – уже не видно».

Чиновники уже раздумывают о популяризации ГЛОНАССа. Но их идеи не блещут гуманизмом вроде «давайте производить качественные приборы и обеспечивать бесперебойную связь». Подход правительства вновь опирается на запреты и заграждения. Например, вице-премьер Сергей Собянин предложил ввести закон, обязывающий все госорганы закупать только отечественную навигационную технику. Таким образом все единицы общественного транспорта – а это около 900 тысяч автобусов – пополнят ряды пользователей российской навигационной системы.

Вице-премьер Сергей Иванов дополнил эту идею, предложив все новые «общественные» автомобили, выпущенные на территории России, в обязательном порядке оснащать аппаратами ГЛОНАСС. Под эту же гребенку могут попасть и машины, перевозящие до 8 пассажиров и не подлежащие лицензированию. Владимир Путин отметил, что с 2012 года вообще все новые автомашины могли бы продаваться со встроенной навигационной системой.

Самой же действенной мерой, скорее всего, станет введение пошлин на ввоз оборудования с американской системой GPS. С 1 января 2011 года таможенная наценка может составить 25% от стоимости самого оборудования. Обойти пошлины смогут только двухсистемные приборы, которые смогут работать как с GPS, так и с ГЛОНАСС.

Сразу вспоминается аналогичный пример с повышением пошлин на ввоз иномарок. Тогда правительство добилось своей цели: продажи подержанных иностранных автомобилей резко упали, а позиции отечественных автомобилей, подкрепляемые и другими госпрограммами, поползли вверх. Так что не исключено, что через пару лет в России все станут поголовно пользоваться отечественными навигаторами.