Дырки в КАСКО и кошелькеПри покупке новой машины в обязательный комплект в большинстве случаев входит страховой полис КАСКО. Счастливые автомобилисты свято верят, что им ничего не страшно – ведь вся машина вдоль и поперек застрахована. Но радость может резко смениться на разочарование, когда вмятина на двери автомобиля станет причиной гибели нервных клеток при возмещении ущерба. Проблемы со страховыми компаниями начинаются уже в момент подписания договора, когда страхователь мимолетом просматривает условия. Примечания мелким шрифтом вообще игнорируются на фоне обезоруживающей улыбки страхового агента. Потом этот же агент с неизменной улыбкой будет объяснять автомобилисту разницу между возгоранием электропроводки и пожаром. Или скучающим тоном пояснит, что поцарапанный соседской кошечкой капот и упавший на крышу магнитофон относятся к разным рискам. Иными словами, договор по КАСКО должен быть понятен даже американцам, из разряда «нельзя сушить в микроволновке домашних животных». И если какой-то из рисков не будет внесен в список – пенять надо на себя. Не застрахована машина от выхода из строя в результате воздействия внеземных цивилизаций – уж извините. Правильно оформленные по факту ДТП документы – залог возмещения ущерба от страховой компании. Подписывать формуляры, заполненные аварийным комиссаром, следует только после внимательного их изучения, мало ли что он отметил в повреждениях. Нередко на этом этапе потерпевшему приходится раскошеливаться за то, чтобы комиссар выполнил свои обязанности как положено, а некоторые водители порой накидывают энную сумму сверху, чтобы заодно починить старые сколы и вмятины. Еще пара купюр уйдут в карман сотрудникам милиции, чтобы они подробно описали время, место и значительность ущерба автомобиля и оперативно поставили все необходимые печати. Теперь пакет необходимых документов можно считать готовым. Недобросовестные страховщики или те, кто испытывает финансовые трудности (хотя чаще всего второе следует из первого), начинают пудрить мозги страхователю, чтобы оттянуть момент выплаты. Например, отсылать немыслимые запросы в некие организации для получения дополнительных сведений, без которых они никак не могут заняться возмещением ущерба. И самое интересное, что они имеют на это полное право, если это указано в договоре. Но если интересующая информация не касается происшествия с автомобилем, страховую компанию следует немедленно остановить, пока они не разузнали, в какую именно церковь ходит бабушка племянника автовладельца. Узнать, что «вынюхивает» компания, можно из копий письменных запросов, которые прилагаются к материалам дела. Хотя компания должна выяснять только ту информацию, которую не предоставил страхователь, и оповещать его о дополнительных запросах. Основные трения между страхователем и страховщиком возникают из-за суммы выплаты. В договоре обычно обозначается, что определяет ее размер калькуляция компании. Но и тут есть нюансы – учет износа, франшиза, стоимость услуг ремонтной мастерской… Если ни один из предложенных вариантов не выгоден автолюбителю, лучше сразу обговорить индивидуальные условия и занести их в договор. Это всяко лучше, чем собирать потом документы для судебного иска, который может быть удовлетворен с вероятностью 50 на 50. А если автомобиль куплен в кредит, то и 50% стоит поделить еще пополам – до сих пор в законе не урегулирован вопрос, кто именно будет выступать в роли истца, банк или автовладелец. К сожалению, это решение дается на откуп судье и зависит лишь от его отношения к вопросу, расположения духа и прочих астрологических факторов. Тем же, кто хочет решить вопрос полюбовно – взять направление на ремонт – тоже есть о чем поволноваться. Например, как и в случае с выплатами, будет затягиваться начало работ. Отговорки у сервиса вполне правдоподобные – со страховой не согласованы список запчастей и сроки. И автовладельцу остается лишь ждать, пока два партнера решат между собой разногласия. Единственное, что может расшевелить дело, – грозное упоминание закона о защите прав потребителя. Согласно ему страхователь является потребителем услуг сервиса и направлен он туда по договору между страховой компанией и сервисом в пользу третьих лиц. Такой договор имеет место быть, так как без него ремонтники просто не примут машину по направлению. Чтобы избежать дальнейших проблем с длительным ожиданием своей отремонтированной ласточки, необходимо правильно провести процедуру сдачи-приема автомобиля в ремонт. В акте должны быть указаны примерные сроки выполнения обязательств. Если сервис нарушил поставленные договоренности, на него можно пожаловаться в страховую, а та, в свою очередь, может либо дать «волшебного пендаля» ремонтникам, либо выдать направление в другой сервис, или на худой конец возместить ущерб деньгами. В отличие от полисов ОСАГО, договоры страхования имущества не обязательны. В случае возникновения проблем у страховой компании на помощь Российского союза автостраховщиков рассчитывать не стоит. Какой бы ни казалась стабильной компания, лучше перестраховаться и сохранять копии всех документов, а при обращении всегда фиксировать их прием. Эта кипа бумаги может стать единственной зацепкой в пользу автомобилиста на судебном заседании.
|
|