Добровольно-принудительная утилизацияПрограмма по утилизации старых автомобилей стартует 8 марта и продлится до 1 ноября 2010 года. По мнению разработчиков, она должна стать реальной поддержкой отечественному автопрому. Как показывают опросы населения, 52% владельцев отечественных авто и 68% жителей крупных городов согласны участвовать в программе. Однако почти 70% респондентов выказали недовольство по поводу того, что за участие в программе придется платить 3 тысячи рублей. Как оказалось, это не все минусы программы, и если разобраться в сути вопроса, есть еще немало деталей, которые могут отпугнуть владельцев стареньких машин от соучастия. Принять участие в программе могут владельцы автомобилей, которым уже более 10 лет, и находятся они в их владении больше года. Более того, машина должна иметь снаряженную массу не более 3,5 тонны, быть зарегистрированной в ГИБДД, быть в рабочем состоянии, а также сопровождаться полным пакетом документов. Сдав старый автомобиль, владелец получает сертификат на сумму 50 000 рублей. Данный сертификат можно использовать при покупке нового авто отечественной сборки, причем любой модели, главное, чтобы она была собрана на территории России. Правда, ко всему прочему владельцу придется заплатить за утилизацию своей авторухляди примерно 3 тысячи рублей. Программа по утилизации старых авто будет осуществляться не везде. Работать она будет в 19 регионах: Краснодарский, Красноярский и Пермский края, Татарстан, Удмуртия, республика Башкирия, а также Московская, Ленинградская, Свердловская, Самарская, Ростовская, Калужская, Калининградская, Новосибирская, Нижегородская, Челябинская, Ульяновская области, Москва и Санкт-Петербург. По программе планируется утилизировать 200 тысяч старых машин, и на эти цели уже выделено 10 млрд рублей. Хотя по данным МВД на дворовых территориях скопилось более 400 тысяч старых автомобилей, которые больше напоминают хлам. Мало того, что они занимают место, так еще и наносят вред окружающей среде. Если из этого мусора удастся утилизировать хотя бы половину, это будет несомненным плюсом для экологии и людей. Программа по утилизации является пилотным проектом, продлится совсем недолго. Однако этого периода будет достаточно для того, чтобы понять ее эффективность. С учетом того, что с 2009 года продолжается падение спроса на авторынке, а это в условиях кризиса является усугубляющим ситуацию фактором, программа позволит немного оживить эту сферу. Если благодаря программе удастся продать машин больше, чем в прошлом году, уже хорошо. Тем более, что затраты на саму программу с лихвой будут покрыты поступлениями в бюджет в виде налогов от проданных машин, как от дилеров, так и от производителей. Остается надеяться, что программа даст импульс для создания отрасли, которая занимается утилизацией старых авто. Ведь непонятно, почему то, на чем во всем мире делают неплохие деньги, у нас является невостребованным. Старых авто, ржавеющих под окнами, достаточно в каждом доме, а ведь это живые деньги и ресурсы, которые можно пустить в дело. Необходимо на уровне правительства принять меры, которые позволят вывести ресайклинг на уровень крупных производств. Будет ли это сделано, покажет время. Конечно, есть в этой программе и минусы. Наверное, именно с учетом этих минусов программа и продлится всего 8 месяцев, и выделено на нее денег в разы меньше, чем на Западе. В странах ЕС и США подобные программы обходятся бюджету гораздо дороже, но и окупают себя сполна. Компенсация за утилизацию в размере 50 тысяч также выглядит весьма скромно. Если продать машину на рынке, то можно получить гораздо больше. Поэтому владельцы машин, которые на ходу, вряд ли захотят участвовать в программе только по финансовой причине. К тому же в предложенном на замену ассортименте может не оказаться той модели, которую хотелось бы приобрести. К тому же не стоит забывать, кто у нас ездит на стареньких машинах. Те, у кого нет средств на покупку новых. Поэтому рискнуть сдать авто, которое худо-бедно, но ездит, а взамен получить сертификат, который вряд ли смогут использовать, захотят не все. Да и каждому желающему придется столкнуться с процедурой принятия машины и выдачей сертификата, а это тоже потребует немало усилий. Кстати, на практике каждый автовладелец, сдавший свой старенький автомобиль на утилизацию, потратит тоже немало. О 3 тысячах рублей за саму утилизацию мы уже говорили. Но ведь авто надо снять с учета, да и дилер может взять какие-то деньги за хранение машины. Можно предположить, что все это обернется еще какими-то тратами. Плюс к этому, если полученный сертификат подлежит налогообложению, тогда в 2011 году придется заплатить еще и 13% подоходного налога с этой суммы. Не стоит также забывать и о том, что новый автомобиль, который приобретается взамен старого, также потребует определенных трат, а госпошлины в этом году выросли в разы. В результате сумма в 50 000 рублей на практике может уменьшиться вдвое. Еще одна проблема, которая затормозит реализацию программы – это площадки для утилизации старых автомобилей. А вернее их отсутствие. В России просто нет достаточного количества таких заводов. А для создания хотя бы одного понадобится примерно $10 млн. Но кто захочет вкладывать такие деньги? Инвесторов найти довольно сложно, государство вряд ли пойдет на такой шаг. Для программы будут использовать уже существующие площадки, но их довольно мало, и до сих пор есть сомнения в том, смогут ли они справиться. Существует также нюанс, который касается старых автомобилей советской сборки. По мнению экспертов, они трудно поддаются утилизации, некоторые компоненты трудно отделимы, а сам процесс вообще небезопасен для экологии. Подтолкнуть к участию в программе владельцев намерены также усилением ответственности автовладельцев, бросивших свою старую машину без присмотра. Механизм пока не отработан, но уже одно упоминание о нем говорит о попытке давления и стимулирования одновременно. Этакая добровольно-принудительная акция. Кстати, простая утилизация автомобиля без участия в программе стоит примерно 1500 рублей. Поэтому откуда родилась цифра в 3 тысячи рублей, не совсем понятно.
|
|