ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ .....В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВКИ УСТРОЙСТВ ОСВЕЩЕНИЯ И СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИСтраницы: 1 2 3 4 5Утвержден НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТ Р 41.48-2004 Предисловие Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов". Сведения о стандарте 1. Подготовлен Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода Правил ЕЭК ООН, указанных в пункте 4. 2. Внесен Управлением стандартизации Госстандарта России. 3. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 13 января 2004 г. N 6-ст. 4. Настоящий стандарт идентичен Правилам ЕЭК ООН N 48 (Пересмотр 2) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации (Uniform provisions concerning the approval of vehicles with regard to the installation of lighting and light-signalling devices)" с поправками серии 02. 5. Взамен ГОСТ Р 41.48-99. Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 48 с поправками серии 02. 1. Область применения Настоящий стандарт применяют при сертификации транспортных средств с кузовом или без кузова, имеющих не менее четырех колес, максимальную расчетную скорость не менее 25 км/ч, предназначенных для движения по автомобильным дорогам, и их прицепов. Стандарт не распространяется на рельсовые транспортные средства, сельскохозяйственные и лесные тракторы и строительно-дорожные машины. 1а. Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 2. Термины и определения В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 2.1. Сертификация типа транспортного средства: процедура подтверждения соответствия типа транспортного средства требованиям нормативного документа в отношении числа устройств освещения и световой сигнализации, а также способа их установки. 2.2. Тип транспортного средства в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации: транспортные средства, не имеющие между собой различий в отношении существенных аспектов, упомянутых в 2.2.1 - 2.2.4. 2.2.1. Размеры и внешняя форма транспортного средства. 2.2.2. Число и размещение устройств. 2.2.3. Система регулирования фар. 2.2.4. Система подвески. 2.3. Поперечная плоскость: вертикальная плоскость, перпендикулярная среднему продольному сечению транспортного средства. 2.4. Снаряженное транспортное средство: транспортное средство без водителя, экипажа, пассажиров и груза, но с полным запасом топлива, запасным колесом и штатным комплектом инструментов. 2.5. Груженое транспортное средство: транспортное средство, нагруженное до технически допустимой максимальной массы, указанной предприятием-изготовителем, которое устанавливает также распределение этой массы по осям в соответствии с методом, описанным в Приложении Д. 2.6. Устройство: элемент или блок элементов, который выполняет одну или более функций. 2.7. Огонь: устройство, предназначенное для освещения дороги или подачи светового сигнала другим участникам дорожного движения. Фонари заднего номерного знака и светоотражающие устройства также рассматриваются в качестве огней. 2.7.1. Источник света применительно к лампам накаливания: сама нить накала. Если лампа имеет несколько нитей накала, каждая из них представляет собой отдельный источник света. 2.7.2. Эквивалентные огни: огни, выполняющие туже функцию и разрешенные в стране, в которой зарегистрировано транспортное средство; эти огни по своим характеристикам могут отличаться от огней, установленных на транспортном средстве на дату его сертификации, при условии, что они удовлетворяют требованиям настоящего стандарта. 2.7.3. Независимые огни: устройства, имеющие отдельные освещающие поверхности <*>, источники света и корпуса. 2.7.4. Сгруппированные огни: устройства, имеющие отдельные освещающие поверхности <*>, источники света, но общий корпус. 2.7.5. Комбинированные огни: устройства, имеющие отдельные освещающие поверхности <*>, но общий источник света и корпус. <*> В случае устройств освещения заднего номерного знака и указателей поворота (категории 5 и 6), у которых нет освещающей поверхности, следует применять термин светоизлучающая поверхность. 2.7.6. Совмещенные огни: устройства, имеющие разные источники света или единый источник света, работающий в различных режимах (например, в различном оптическом, механическом или электрическом режиме), полностью или частично общие освещающие поверхности и общий корпус. 2.7.7. Простой огонь: часть устройства, которая выполняет одну функцию, связанную с освещением или световой сигнализацией. 2.7.8. Укрываемый огонь: огонь, который в нерабочем положении может быть частично или полностью укрыт. Это может быть обеспечено с помощью подвижного кожуха, за счет перемещения фары или любым другим подходящим способом. Термин "убирающийся" используют в случаях, когда речь идет о более конкретном способе укрытия огня, который можно за счет его перемещения полностью укрыть в кузове транспортного средства. 2.7.9. Фара дальнего света: огонь, предназначенный для освещения дороги на большом расстоянии спереди транспортного средства. 2.7.10. Фара ближнего света: огонь, предназначенный для освещения дороги спереди транспортного средства таким образом, чтобы не ослеплять чрезмерно и не причинять неудобства водителям встречных транспортных средств и другим участникам дорожного движения. 2.7.11. Указатель поворота: огонь, предназначенный для сигнализации другим участникам дорожного движения о намерении водителя свернуть вправо или влево. Указатель(и) поворота может (могут) также использоваться в соответствии с ГОСТ Р 41.97 и в качестве аварийной сигнализации. 2.7.12. Сигнал торможения: огонь, предназначенный для сигнализации другим участникам дорожного движения, находящимся сзади транспортного средства, о приведении в действие рабочего тормоза. Сигналы торможения могут включаться при приведении в действие замедлителя или другого аналогичного устройства. 2.7.13. Фонарь освещения заднего номерного знака: приспособление, которое служит для освещения места, предназначенного для заднего номерного знака, и которое может состоять из нескольких оптических элементов. 2.7.14. Передний габаритный огонь: огонь, предназначенный для обозначения габаритной ширины транспортного средства спереди. 2.7.15. Задний габаритный огонь: огонь, предназначенный для обозначения габаритной ширины транспортного средства сзади. 2.7.16. Светоотражающее устройство: устройство, предназначенное для сигнализации наличия транспортного средства посредством отражения света, излучаемого источником, не связанным с этим транспортным средством, для наблюдателя, находящегося вблизи этого источника света. 2.7.16.1. Светоотражающие номерные знаки. 2.7.16.2. Светоотражающие указатели, упоминаемые в ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов). 2.7.16.3. Прочие светоотражающие таблички и знаки, которые должны использоваться в целях соответствия с национальными требованиями в отношении определенных категорий транспортных средств или определенных видов операций. 2.7.16.4. Светоотражающая маркировка по ГОСТ Р 41.104. 2.7.17. Аварийный сигнал: одновременное включение всех указателей поворота в целях сигнализации об особой опасности, которую представляет в данный момент транспортное средство для других пользователей дороги. 2.7.18. Противотуманная фара: огонь, предназначенный для улучшения освещенности дороги в туман, снегопад, ливень или пылевую бурю. 2.7.19. Задний противотуманный огонь: огонь, предназначенный для улучшения видимости транспортного средства сзади в густом тумане. 2.7.20. Задняя фара: огонь, предназначенный для освещения дороги сзади транспортного средства и подачи предупреждающего сигнала другим пользователям дороги, когда транспортное средство движется задним ходом или приводится в состояние для такого движения. 2.7.21. Стояночный огонь: огонь, предназначенный для обозначения транспортного средства при его остановке в населенном пункте. В этих случаях он заменяет передние и задние габаритные огни. 2.7.22. Контурный огонь: огонь, смонтированный как можно выше у крайней точки габаритной ширины транспортного средства и предназначенный для точного указания его габаритной ширины. На некоторых автомобилях и прицепах этот огонь дополняет передние и задние габаритные огни, привлекая особое внимание к габаритам транспортного средства. 2.7.23. Боковой габаритный огонь: огонь, предназначенный для светового обозначения наличия транспортного средства сбоку. 2.7.24. Дневной ходовой огонь: огонь, направленный вперед и используемый для обеспечения лучшей видимости транспортного средства при его движении в дневное время <*>. <*> Допускается использование других устройств, обеспечивающих эту функцию. 2.7.25. Огонь подсветки поворота: огонь для обеспечения дополнительного освещения той части дороги, которая находится вблизи переднего угла транспортного средства на стороне, в направлении которой транспортное средство поворачивает. 2.8. Светоизлучающая поверхность устройства освещения, устройства световой сигнализации или светоотражающего устройства: вся или часть внешней поверхности прозрачного материала, показанная на рисунке В.1 (не приводится), который прилагается предприятием - изготовителем устройства к заявке на сертификацию (см. приложение В - не приводится). 2.9. Освещающая поверхность: см. приложение В. 2.9.1. Освещающая поверхность светотехнического устройства (2.7.9, 2.7.10, 2.7.18, 2.7.20 и 2.7.25): ортогональная проекция полной апертуры рефлектора, или в случае фар головного света с эллипсоидным рефлектором - ортогональная проекция проецирующей линзы на поперечную плоскость. Если светотехническое устройство не имеет рефлектора, то применяется определение 2.9.2. Если светоизлучающая поверхность огня распространяется только на часть полной апертуры рефлектора, то учитывается проекция только этой части. 2.9.2. Освещающая поверхность устройства световой сигнализации, не являющегося светоотражающим устройством (2.7.11 - 2.7.15, 2.7.17, 2.7.19 и 2.7.21 - 2.7.24): ортогональная проекция огня на плоскость, перпендикулярную к его исходной оси и соприкасающуюся с внешней светоизлучающей поверхностью огня, причем эта поверхность ограничивается краями экранов, пересекающих эту плоскость, каждый из которых позволяет сохранять внутри этой поверхности только 98% общей силы света в направлении исходной оси. 2.9.3. Освещающая поверхность светоотражающего устройства (2.7.16): ортогональная проекция светоотражающего устройства на плоскость, перпендикулярную к его исходной оси, ограничиваемая плоскостями, соприкасающимися с крайними частями оптической системы светоотражающего устройства и параллельными этой оси. Для целей определения нижнего, верхнего и боковых краев устройства используются лишь горизонтальные и вертикальные плоскости. 2.10. Поверхность, видимая в определенном направлении наблюдения: ортогональная проекция, подразумевающая, по заявке предприятия-изготовителя или его надлежащим образом уполномоченного представителя: 2.11. Исходная ось: характерная ось огня, определяемая предприятием-изготовителем огня, проходящая через фокусный центр фары с координатами (Н = 0°, V = 0°) и служащая исходной осью отсчета для углов геометрической видимости (рисунок В.1) при фотометрических измерениях и установке на транспортном средстве. 2.12. Исходный центр: точка пересечения исходной оси с наружным контуром светоизлучающей поверхности огня; эта точка указывается предприятием-изготовителем. 2.13. Углы геометрической видимости: углы, определяющие зону минимального телесного угла, в которой должна быть видна видимая поверхность огня. Эта зона определяется сегментами сферы, центр которой совпадает с исходным центром огня, а экватор параллелен грунту. Эти сегменты определяются в отношении к исходной оси. Горизонтальные углы бета соответствуют долготе, а вертикальные углы альфа - широте. С внутренней стороны углов геометрической видимости не должно быть препятствий для распространения света из какой-либо части видимой поверхности огня, наблюдаемого из бесконечно удаленной точки. 2.14. Край габаритной ширины с каждой стороны транспортного средства: плоскость, параллельная среднему продольному сечению транспортного средства, касательная к его боковой наружной поверхности, без учета проекций, образуемых: 2.14.1. Шинами вблизи от точки их соприкосновения с землей и подсоединений указателей давления в шинах. 2.14.2. Приспособлениями противоскольжения, которые могут быть установлены на колесах. 2.14.3. Зеркалами заднего вида. 2.14.4. Боковыми указателями поворота, контурными огнями, передними и задними габаритными огнями, стояночными огнями, светоотражающими устройствами и боковыми габаритными огнями. 2.14.5. Пломбами, накладываемыми таможенными органами на транспортное средство, и приспособлениями для крепления и защиты этих пломб. 2.15. Габаритная ширина: расстояние между обеими вертикальными плоскостями, определенными в 2.14. 2.16. Рассматриваются: 2.16.1. Как единый огонь: устройство или часть устройства, которое выполняет одну функцию и имеет одну поверхность, видимую в направлении исходной оси (2.10, 2.11) и один или более источников света. В случае установки на транспортном средстве под "единым огнем" также подразумевают любой блок из двух независимых или сгруппированных огней, идентичных или неидентичных, которые выполняют одинаковую функцию, если они установлены таким образом, что проекции их поверхностей, видимых в направлении исходной оси, занимают не менее 60% наименьшего прямоугольника, описанного вокруг проекций вышеупомянутых поверхностей, видимых в направлении исходной оси. 2.16.2. Как два или большее четное число огней: одна светоизлучающая поверхность, имеющая форму полосы и расположенная симметрично по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, на расстоянии не менее чем на 0,4 м от края габаритной ширины транспортного средства с каждой его стороны, минимальной длиной 0,8 м. Освещение от этой поверхности должно обеспечиваться, по крайней мере, двумя источниками света, расположенными возможно ближе к ее краям. Видимая поверхность может представлять собой совокупность расположенных рядом элементов при условии, что проекции различных составляющих ее видимой поверхности на поперечную плоскость занимают не менее 60% поверхности наименьшего прямоугольника, описанного вокруг проекций указанных выше составляющих видимых поверхностей. 2.17. Расстояние между двумя огнями, направленными в одну сторону: наикратчайшее расстояние между двумя поверхностями, видимыми в направлении исходной оси. В случае, если расстояние между огнями явно соответствует требованиям настоящего стандарта, точные габариты видимых поверхностей определять не требуется. 2.18. Контрольный сигнал функционирования: визуальный или звуковой сигнал (или любой эквивалентный сигнал), указывающий на то, что устройство приведено в действие и правильно или неправильно функционирует. 2.19. Контрольный сигнал включения: визуальный (или любой эквивалентный) сигнал, указывающий на то, что устройство приведено в действие, но не информирующий о правильности или неправильности его функционирования. 2.20. Факультативный огонь: огонь, установка которого производится по усмотрению предприятия-изготовителя. 2.21. Грунт: поверхность, на которой расположено транспортное средство и которая должна быть близкой к горизонтальной. 2.22. Подвижные компоненты транспортного средства: панели кузова или другие части транспортного средства, положение которых можно изменять за счет наклона, поворота или перемещения без использования инструментов. В этой категории не учитывают откидные кабины грузовых автомобилей. 2.23. Нормальные рабочие положения подвижного компонента: положение(я) подвижного компонента, которое(ые) предусмотрено(ы) предприятием-изготовителем транспортного средства для нормального рабочего состояния и стоянки транспортного средства. 2.24. Под нормальным рабочим положением транспортного средства подразумевают следующие состояния: 2.24.1. Для автомобиля - когда транспортное средство готово к движению, его двигатель запущен, а подвижные компоненты находятся в нормальном(ых) положении(ях), предусмотренном(ых) в 2.23. 2.24.2. Для прицепа - когда он соединен с тягачом в соответствии с требованиями 2.24.1, а подвижные компоненты находятся в нормальном(ых) положении(ях), предусмотренном(ых) в 2.23. 2.25. Под стоянкой транспортного средства подразумевают следующие состояния: 2.25.1. Для автомобиля - когда транспортное средство неподвижно, его двигатель не работает, а подвижные компоненты находятся в нормальном(ых) положении(ях), предусмотренном(ых) в 2.23. 2.25.2. Для прицепа - когда он соединен с тягачом в соответствии с требованиями 2.25.1, а подвижные компоненты находятся в нормальном(ых) положении(ях), предусмотренном(ых) в 2.23. 2.26. Подсветка поворотов: светотехническая функция, предусматривающая улучшение освещенности дороги при поворотах транспортных средств. Страницы:
1
2
3
4
5
|
|