Утилизация «ВАЗа»Автомобильный рынок Европы в 2010 году может ждать резкий спад. Причиной тому станет завершение программ компенсации за утилизацию старых машин. В России же эта программа только стартует. Именно на нее и делает ставку тонущий «АвтоВАЗ». В 2010 году Европу неминуемо ждет спад продаж – к такому мнению пришли аналитики Европейской ассоциации автопроизводителей. Прошлогодние успехи будут сведены на нет с завершением государственных утилизационных программ. При этом европейский автомобильный рынок может быть отброшен сразу на несколько лет назад. Не излучают оптимизма и автопроизводители, которые, впрочем, называют более скромные цифры - General Motors, например, рассчитывает, что снижение спроса на его продукцию составит не более 5%. Благодаря утилизационной программе некоторые рынки в Европе по итогам года действительно показали рост. Так, например, по информации аналитического агентства «Автостат», рынок Германии – лидера Старого света по итогам года – вырос на 23%. На 11% увеличились продажи у «серебряного призера» - Франции. Тем не менее, «просели» рынки Испании (-17,9%) и Италии (-0,2%). Хотя не запусти местные правительства программу компенсационных выплат, продажи рухнули бы пуще российских. Отечественный рынок пострадал более всех. Год заканчивался с ужасающими показателями: по оценке Ассоциации европейского бизнеса падение составило почти 60%, а за 2009-й год в России было продано максимум 1,5 млн автомобилей. Производство машин с января по ноябрь упало на 60,4% до 543501 штуки. А основной удар пришелся на отечественный автопром, конкурентоспособность которого решили поддержать повышением импортных пошлин до 25%. Это снизило лишь продажи новых иномарок, но брать «ведра с гайками», как выражались автолюбители на Интернет-форумах, больше не стали. Рынок мог просесть сильнее, если бы дилеры срочно не ввели скидки на иномарки 2008 года выпуска, которыми были забиты все склады и которые были ввезены еще по старым таможенным ставкам. Серьезную помощь в коей-то веке оказало и государство, которое ввело программу льготного автокредитования. И пусть в полной мере она себя не оправдала, но так или иначе рынок удержался на краю пропасти. Зато явно запоздала отечественная программа утилизации, которую по старой доброй традиции начали разрабатывать только тогда, когда она вовсю уже работала на Западе. Для того чтобы скопировать эту нехитрую систему у наших блестящих умов ушло полгода. Продлится она с 8 марта до 1 ноября и на ее реализацию государство выделило более 11 млрд рублей, из которых 10 млрд пойдут на выплату субсидий, 1 млрд на возмещение затрат дилеров на перевозку металлолома в пункты утилизации и 50 млн рублей – на организацию эксперимента. Все расписано так четко, что и не «подрежешь» ничего. Сдать можно будет автомобиль массой до 3,5 тонны и возрастом свыше 10 лет. Взамен владелец получит сертификат на скидку в размере 50 тысяч рублей при покупке нового автомобиля, который выпущен на территории России, включая иномарки, при условии, что предприятие осуществляет полномасштабное производство. Всего более шести десятков моделей, которые могут достаться 199 тысячам желающих. По оценкам экспертов, это порядка 14% от прогнозируемого объема продаж в 2010 году. Однако таких цифр еще надо достичь, что при условии весьма скептического отношения автовладельцев к данной затее и неоднократных упоминаний «ведра с гайками», будет ой как не просто. Основная претензия, конечно же, величина компенсации. Меньше платят только в Португалии (€1000-1200) и Румынии (€1000). И даже Австрия с Люксембургом впереди России. Тем не менее, 50 тысяч рублей все же лучше, чем ничего, и, думается, желающие сэкономить более полутора тысяч долларов все же найдутся. Рост рынка в той же Германии целиком и полностью обязан программе по утилизации. И если до окончания ее действия какие-то иллюзии на этот счет еще были, то когда в декабре продажи ушли в минус, они развеялись. Здесь премия составляла €2500, но и это не предел. В Великобритании за утилизацию старого автомобиля владелец получает ₤2000, во Франции - до €5000, в Италии - до €6500. В США на выплату премий был выделен $1 млрд, по $3,5-4,5 тысячи на владельца автохлама. Однако за первую неделю квота была выбрана на 50%, и государству пришлось раскошелиться еще на $2 млрд. В России же, как обычно, при минимуме вложенных средств хотят получить максимальную отдачу. Хватит ли 50 тысяч рублей на брата, чтобы поднять интерес к отечественному рынку, большой вопрос. Спрос на иномарки, собранные на территории России, вполне возможно может вырасти, однако полностью дискредитировавший себя «АвтоВАЗ», скорее всего, уже может заказывать похоронный марш. По крайней мере, идея запустить в 2012-м году производство автомобилей, вышедших в тираж еще пять лет назад – просто гениальная идея. 30-летнее отставание от Запада, судя по всему, будет поддерживаться и дальше. Тем не менее, на днях стало известно, что в 2010 году «АвтоВАЗ» планирует выпустить порядка 446 тысяч автомобилей, включая около 40 тысяч машин для экспорта. Таким образом, как сообщают «Ведомости», производство сможет вырасти на 51% по отношению к минувшему году, когда с вазовского конвейера сошло 294737 автомобилей Lada, в том числе 34756 машин для экспорта. Проблем с продажей такого количества автомобилей не возникнет, считают на заводе. По словам представителя компании, в 2009 году было продано 427600 автомобилей и машинокомплектов. Таким образом, чтобы реализовать все выпущенные в 2010 году машины, нужно увеличить продажи на 16,2%. При этом президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров в конце года объявил дилерам, что план производства на 2010 года в 450 тысяч машин согласован с правительством при одобрении госпомощи на 50 млрд рублей. Естественно, в компании делают ставку на запуск программы утилизации и продолжение программы субсидирования ставок по автокредитам. Однако с нового года многие банки прекратили выдачу льготных кредитов из-за того, что правительство все еще не подписало постановление о продлении действия программы. И пусть чиновники обещают, что оно будет подписано не позже середины января, план «АвтоВАЗа» срывов не терпит. Так же, как и конкуренции, которая в нынешнем году обещает быть очень жесткой.
|
|