Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Создают ли водители-мигранты угрозу на улицах Москвы?

Увидеть в Москве за рулем общественного транспорта или маршрутного такси российского водителя крайне сложно. Дело в том, что сфера общественных перевозок в столице уже давно является вотчиной гастарбайтеров.

Недавно эту ситуацию решил изменить Департамент транспорта и связи Москвы. Ведомство сообщило о том, что с нового, 2010 года 68 коммерческих столичных перевозчиков лишатся квот на привлечение мигрантов в качестве водителей. При этом квота соответствующих работников для ГУП «Мосгортранс» останется, но сократится с 12 000 до 7 000 рабочих. Как сообщает пресс-служба Департамента, данный шаг «сделан в интересах российских граждан и учитывает условия кризиса». 

В числе претензий, которые московские чиновники предъявляют водителям-мигрантам: незнание города и транспортных маршрутов, неадаптированность к столичным дорожным условиям, а также непонимание социально-культурной среды Москвы. Недовольны столичные транспортники и условиями работы таких водителей. Вахтовый метод, который используется руководителями коммерческих организаций, занятых общественными перевозками, «приводит к тому, что условия проживания и уровень заработной платы трудовых мигрантов находятся на низком уровне», такого мнения придерживается Департамент.
 
Такие понятия, как безопасность перевозок, а также должный уровень сервиса, впрочем, как и стоимость проезда, волнуют многих московских пассажиров. Большинство из них поддерживает стремление Департамента избавиться от водителей-мигрантов. Причин много. Чего только стоят последние случаи, связанные с работой нелегальных «водил» и освещенные в СМИ. К примеру, в конце июня нынешнего года в столице был задержан водитель маршрутного такси, который курил за рулем марихуану. И что уж говорить о том, что некоторые из «маршрутчиков» вовсе не умеют ни читать, ни говорить по-русски, живут весь срок своей вахты чуть ли не в багажнике автомобиля, должным образом не отдыхают. А ведь это весьма важный фактор, прямым образом влияющий на дорожную безопасность, так как ежедневно в салоне своего служебного авто такие водители перевозят живой «груз». Еще один немаловажный момент заключается в том, что водители, нанятые частными организациями, зачастую не имеют фиксированного оклада, их доход зависит от той суммы денег, которую водитель успел «накатать» за свою смену. Чем такая «зависимость» оборачивается для пассажиров, известно всем, кто хоть раз пользовался услугами маршрутных такси, которые в «борьбе» за клиентов подрезают друг друга и грубо нарушают правила дорожного движения.

Направленный на повышение безопасности перевозок законопроект, предложенный Департаментом транспорта и связи Москвы на утверждение столичным думцам, предназначен, в первую очередь, для повышения безопасности перевозок. Однако многие эксперты считают, что данный закон касается вопроса, который весьма остро стоит не только в масштабах самой столицы, но и всей России. Это национальный вопрос. По мнению юриста Центра трудовых прав Анны Гвоздицких, которое публикует Радио Свобода, суть вопроса заключается «не в том, мигрант водитель или не мигрант, а в том, способен ли он выполнять эту работу профессионально, квалифицированно, то есть соответствует ли он этой работе по своим деловым качествам, включая состояние здоровья, квалификацию и так далее». Юрист видит в таком подходе стремление властей «надавить» на проблему национальных отношений, а также ограничить права иностранных граждан в России.

Законопроект, о котором идет речь, безусловно, затрагивает и интересы самих компаний-перевозчиков. Коммерческие организации видят в такой законодательной инициативе намерение столичной власти создать неблагоприятные условия для их работы, предоставив особые преференции для ГУП «Мосгортранс», и тем самым установить монополию на рынке общественных перевозок. Частные компании, даже нанимая на работу водителей-мигрантов, все равно испытывают дефицит соответствующих кадров, сообщила Газете.ру представитель организации «Автолайн» Людмила Козлова.

Столичные власти, снизив квоты для трудовых мигрантов, рассчитывают дать москвичам больше работы, что очень актуально во время кризиса, когда в столице растет число безработных граждан и проблема их трудоустройства стоит весьма остро. Такое намерение – «освободить рабочие места для москвичей» – еще в конце прошлого года было озвучено Юрием Лужковым. Как видим, столичный градоначальник выполняет свои обещания, которые затрагивали не только область транспортных перевозок. Всем известен недавний скандал вокруг Черкизовского рынка и заявление Лужкова, что нужно выдворить из Москвы всех китайцев и вьетнамцев.

Аналитики считают, что инициатива столичных транспортников вряд ли приведет к увеличению числа москвичей, претендующих занять рабочие места водителей-мигрантов. Более того, как считают многие эксперты, пассажирские перевозки в Москве с началом нового года и вовсе могут оказаться на грани остановки: коммерческие транспортные компании не смогут предложить для российских граждан достойный уровень заработных плат, который в адекватной степени соответствовал бы нелегкому и ответственному труду водителя общественного транспорта. Кроме того, как справедливо заметил научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин, «не факт, что москвичи захотят и смогут лучше водить троллейбус или маршрутку».

Кроме этого, не может не волновать и такой вопрос: что будут делать столичные власти с теми водителями-мигрантами, которые сейчас работают на дорогах Москвы? Понятно, что работников-нелегалов будут депортировать, однако и тут возникает вопрос: «А за чей счет?» Но важнее этого и проблемы, с которыми столкнутся водители-мигранты, законно работающие на территории города. Есть большой риск, что они никуда не уедут из Москвы, а из-за необходимости каким-либо образом обеспечить себе существование выберут не самые законные способы заработка. А это увеличит и без того неспокойную криминогенную обстановку в городе и подольет очередную порцию «масла» в огонь межнациональной неприязни.