Россия может превратиться в автокладбищеИзбавляться от старой машины так или иначе приходится практически всем. Для России это особенно характерно, так как у нас к автомобилю зачастую относятся, как к первому и единственному, и ездят на нем до последнего вредного выхлопа и поворота рулевого колеса. Поэтому не удивительно, что ежегодно на бескрайних просторах Российской Федерации бросается бесчисленное множество аварийных и старых машин. Вообще, избавиться от автомобиля можно несколькими способами. Например, можно оставить «старушку» ржаветь на каком-нибудь пустыре. Или ночью перегнать в чужой двор и там забыть. Практика показывает, что фантазия автовладельцев, озабоченных вопросом избавления от старого автомобиля, поистине безгранична. Впрочем, избавиться от машины можно вполне законным способом: снять с учета в ГИБДД и сдать в утиль или позвонить в любую компанию, которая занимается бесплатной утилизацией (таких сейчас появилось довольно много в сети Интернет). В данном случае вам также потребуется снять машину с учета, а представители компании сами заберут ваш автомобиль. А вот присутствовать лично совсем не обязательно. Все это, конечно, хорошо. Но что делать с автомобилями, уже брошенными? Просто так освободить площадку от оставленной на ней машины не так уж и просто – именно хозяин должен оформлять бумаги на вывоз. История может продолжаться очень долго: сначала подается заявка в ГИБДД о том, что обнаружена брошенная машина, потом сотрудники ГИБДД начинают автовладельца искать. Если в течение года никаких сведений не обнаруживается, только тогда автомобиль получает статус бесхозного и подлежит утилизации, чем и занимаются районные и городские государственные учреждения. Понятно, что такими темпами быстро очистить улицы, пустыри и дворы от брошенных машин абсолютно не реально. Не стоит забывать и того, что российский автомобильный парк признан самым старым среди всех европейских стран: по оценкам экспертов, более 50% машин в РФ выпущены с конвейера больше 10 лет назад. К тому же стремительные продажи автомобилей в последние годы, большая часть которых – подержанные иномарки, быстро привели к тому, что города оказались практически завалены автомобильным хламом. Брошенные машины – это лишь самая верхушка айсберга. Действительность такова, что утилизации подлежит гораздо больше техники. Ведь от автомобилей избавляются не только частные лица, очень активно это делают юридические организации: ведомственные предприятия, гаражи, автокомбинаты и так далее. По оценкам аналитиков, только в Москве каждый год бросают более 150 тысяч автомобилей, которые требуют утилизации. И от них остается не только металл… В наследство городам достаются резиносодержащие отходы, мусор, аккумуляторы, технические масла и жидкости и т. д. Практически вся таблица Менделеева попадает в землю и атмосферу. Проблема старых машин приобретает катастрофические масштабы. По прогнозам – дальше будет только хуже. Несмотря на недавнее увеличение пошлин на ввоз автомобилей и финансовый кризис продажи на автомобильном рынке будут расти. И это, само собой, означает только одно – новые машины придут на смену старым, которые опять же окажутся брошенными во всех доступных и недоступных местах наших городов. Неужели Россия настолько отстает в своем развитии, что не способна решить проблему старых машин, и территория государства постепенно превратится в свалку? На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что в утилизации автомобилей практически никто не заинтересован. Ни автомобилисты, которые не хотят тратить на переработку машины время и деньги. Ни предприятия, потому что процесс переработки аккумуляторов и шин очень сложен. Понятно, что проблема государственного масштаба должна решаться на таком же уровне. Причем решаться она должна комплексно и с учетом интересов всех сторон. Начнем с того, что проблема утилизации старых автомобилей должна быть экономически выгодной. В европейских странах и в США авторециклинг – дело довольно прибыльное. Например, в США в данной отрасли занято около 5 тысяч компаний. России далеко до таких цифр, хотя старых автомобилей у нас с каждым годом все больше. Кроме того, в Россию было ввезено и будет ввозиться еще достаточно подержанных иномарок, в цену которых еще на первом этапе продажи была заложена стоимость утилизации. Но все эти деньги остались за границей, а наше государство вынуждено выделять средства из бюджета для их переработки, что, само собой, довольно накладно. Ограничить ввоз иномарок только простым поднятием пошлин не удастся до тех пор, пока отечественное автомобильное производство не поднимется на уровень международных брендов. Значит, остается только одно – стимулировать развитие перерабатывающих предприятий. Примечательно, что европейские власти всеми возможными способами поддерживают переработчиков старых и аварийных автомобилей. Например, такие предприятия получают средства от налогов с каждого владельца автомобиля. В России же полностью отсутствуют финансовые и налоговые стимулы для предприятий, занимающихся утилизацией машин. При этом не стоит забывать, что российский рециклинг автомобилей гораздо менее рентабелен, чем рециклинг зарубежных предприятий. Объясняется это довольно просто: основная часть машин, списанных и поступающих в переработку, произведена в России. А отечественные автомобили дают намного меньше вторсырья, чем автомобили иностранные. Например, при утилизации «Запорожца» предприятие-переработчик может рассчитывать не более чем на 30% полезного сырья, тогда как за рубежом эта цифра достигает 85-90%. В Российской Федерации есть заводы по утилизации старых автомобилей, но их мощности используются не полностью. И даже если государство решит оказывать финансовую помощь и предоставлять налоговые льготы таким предприятиям, проблема не решится до тех пор, пока стимул не появится и у автовладельцев. А на сегодняшний день таких стимулов нет. Основная сложность для автовладельца – это снять машину с учета. Отстоять очереди, заполнить все справки и, в конце концов, сдать машину в утиль готовы совсем немногие. Гораздо проще снять номера, бросить машину в лесу или утопить и заявить в угон или объявить, что машина сгорела. И все, проблема утилизации решена. Европейские государства подходят к этому вопросу более цивилизованно. Как уже упоминалось, закладывая в цену автомобиля стоимость его утилизации, они сводят к минимуму необходимые действия автовладельца. Европейцам достаточно оставить машину где угодно и приклеить на стекло записку «рециклинг» либо позвонить в соответствующую организацию. И самое главное – машина автоматически снимается с учета. Понятно, что европейский менталитет не соответствует менталитету российскому, и вряд ли в ближайшие годы мы дойдем до такой схемы. Но вот то, что процедуру снятия с учета надо упростить, – это однозначно. Тогда владельцы старых автомобилей будут более охотно звонить в компании, готовые предоставить бесплатные услуги по утилизации. Несомненно, что отсутствие нормативно-правовой базы по данному вопросу также негативно сказывается на ситуации со старыми автомобилями. В настоящее время Правительство пытается разработать законопроект об утилизации. Но основная проблема – кому платить за переработку старых машин – может затянуть принятие закона еще на долгое время. Правозащитники же уверены в одном – государство обязано полностью взять на себя заботу об утилизации автомобилей. Автомобилисту должна быть предоставлена возможность просто позвонить в соответствующее учреждение, и государство обязано предоставить эвакуатор, забрать автомобиль и снять его с учета. Но ожидать, что законники пойдут на такие шаги, чересчур самонадеянно. Впрочем, в законопроекте могли бы предоставить такую услугу для отечественных автомобилей, поскольку на сегодняшний день именно они составляют основную часть старых машин, требующих утилизации. Обязательным шагом на пути борьбы с автохламом должно стать ужесточение контроля над «разборками», где активно продают запчасти со старых автомобилей. Не помешает также наладить функциональную систему по сбору автомобильного утиля и его передаче на существующие перерабатывающие предприятия с целью загрузить их мощности в полном объеме. В любом случае, ситуация неоднозначная, и для создания эффективной системы по утилизации старых автомобилей необходимо участие не только государства, но и автомобильных компаний и металлоперерабатывающих предприятий. Задача правительства – разработать нормативную базу, упростить процедуру снятия старого автомобиля с учета, создать привлекательные финансовые и налоговые инструменты для предприятий-переработчиков и обязательно усилить контроль в плане соответствия автомобилей требованиям безопасности и экологическим стандартам. Металлоперерабатывающим компаниям требуется выйти на качественно новый уровень по демонтажу и утилизации, в том числе и путем строительства новых предприятий-переработчиков. А автопроизводителям необходимо ввести в действие программы, дающие покупателям право бесплатно утилизировать старый автомобиль. И, может быть, тогда ситуация сдвинется с мертвой точки и Россию перестанут называть кладбищем старых машин. А мы хотим напомнить о рубрике «Автоутиль» нашего сайта. Теперь каждый зарегистрированный пользователь может разместить несколько фотографий ржавого железа, когда-то бывшего автомобилем, которое стоит около дома, работы или в любом другом месте, с указанием максимально точного адреса (город, улица, дом и т. д.). Обязательные требования: честность и аккуратность. Все объявления в «Автоутиле» проходят обязательную модерацию.
|
|