ВОСТОК – ЗАПАД1 сентября исполнилось ровно 70 лет с того дня, как Европа окунулась в ужасы Второй мировой войны. В канун горького юбилея на внедорожнике Jeep Cherokee мы отправились в Брест – туда, где на слиянии Буга и Мухавца стоит старая русская крепость, в ходе той страшной войны дважды испытавшая на себе смертоносную силу немецкого оружия. Сначала в сентябре 1939-го в крепости над Бугом несколько дней оборонялись польские части, а в июне 1941 года Брестская крепость стала примером стойкости и героизма советского солдата. От МКАДа до МКАДа за 9 часов Ровно в семь утра мы съезжаем со МКАДа на Минское шоссе и отправляемся в сторону Бреста. Погода хорошая, ярко светит солнце, и на обочинах, словно грибы после дождя, в каком-то неприличном количестве вырастают засады ДПС. Не считая дюралевых муляжей милицейских машин и вполне реальных стационарных постов, которых на минской трассе тоже, надо сказать, немало, до белорусской границы мы насчитали 10 милицейских засад.
Дороги, вернее, сквозное скоростное шоссе, пересекающее страну с востока на запад, тоже платное. Но зато дорога – отличная, а цены вполне умеренные. До Бреста на пути нам встречаются четыре пункта оплаты, на каждом из которых кошелек становится легче на 22 российских рубля. Причем платить можно только в валюте той страны, в которой зарегистрирован автомобиль. А вот штрафы белорусские дорожные инспекторы принимают только в местной валюте. Если же белорусских рублей у вас не окажется, а нарушение не слишком серьезное – скорее всего, просто отпустят. Хотя, следует признать, штрафы в Белоруссии гораздо серьезнее, чем в России. К примеру, превышение скорости до 20 км/ч обойдется в 35 000 белорусских рублей – около 400 российских, на 20-30 км/ч – до 70 000 RUB/800 RUR, превышение же скорости более чем на 30 км/ч способно разом опустошить ваш кошелек вплоть до 350 000 RUB/4000 RUR. В большинстве случаев договориться с белорусскими служителями ДПС можно по тому же принципу, что и в России: 50х50. Однако следует признать, что ведут они себя не в пример культурнее российских коллег, да и числом им существенно уступают. За 600 км от российской границы до Бреста нам повстречалось всего четыре засады, причем три из них – уже ближе к западной границе – в окрестностях Кобрина и Бреста. Ловят в основном за скоростной режим. Но здесь просто нужно быть внимательнее. Населенных пунктов на сквозном шоссе с разрешенной скоростью 120 км/ч встречается крайне мало. Однако не следует забывать, что законодательно скоростной режим в Белоруссии ограничен цифрой 90 км/ч. И знак «конец ограничения 120», который на немецком автобане действительно позволял бы разогнаться с ветерком, в Белоруссии носит диаметрально противоположный смысл: нужно сразу же оттормаживаться до 90 км/ч. Зато с заправками в Белоруссии все очень правильно и разумно. Оплачивать топливо можно в любой из четырех валют: русскими, белорусскими рублями, евро или долларами. Цена на всех АЗС унифицирована. При этом, если платить российскими рублями, из-за разницы курсов заправка обходится примерно на 10% дешевле, чем при оплате национальной валютой. На изучение всех этих нюансов уходит почти вся дорога от границы до Минска. На подъезде к столице Белоруссии мы ненадолго расстаемся со столь полюбившимся нашему Jeep Cherokee шоссе, чтобы, сделав 50-километровый крюк, заглянуть в Хатынь – Мемориальный комплекс, построенный на месте белорусской деревни, в 1943 году сожженной дотла фашистами. Леденящие душу истории зверств немецких захватчиков на белорусской земле пробирают до дрожи даже в самый жаркий день. Отдав дань памяти жертвам Хатыни, возвращаемся в столицу. Чистый, вполне европейский город, Минск даже в разгар рабочего дня не страдает от обилия пробок. На то чтобы проехать чрез него, уходит не более 20 минут. И вот, ровно через 9 часов после того, как мы съехали с «московской кольцевой», шины Jeep Cherokee вновь утюжат МКАД, только теперь уже минский. До Бреста остается каких-то три сотни километров. Крепость-герой Впереди – на Центральном острове цитадели, поблескивая на солнце, высится 100-метровый металлический штык и два обелиска. Напротив Холмских ворот – там, где под гранитными плитами мемориала нашли покой останки 962 погибших защитников крепости июня 1941 года, из земли вырастает 30-метровый железобетонный солдат, символ мужества советских бойцов и командиров, насмерть стоявших здесь в том кровавом июне. Чуть ближе к мосту – на месте прорубленного еще поляками в начале XX века разрыва в кольцевой казарме – ползет к Мухавцу с котелком в руках окаменевший от жажды 13-метровый боец. Тогда в последние дни июня 1941-го здесь, на окруженном со всех сторон реками Центральном острове крепости, люди сходили с ума от жажды. Все подходы к воде днем и ночью простреливались немецкими пулеметчиками. И десятки храбрецов, решавшихся ползти к реке за водой для раненых, нашли свою смерть на песчаных берегах Буга и Мухавца. За спиной каменного храбреца высятся красные развалины двухэтажной кольцевой казармы, тянувшейся некогда по периметру всей цитадели. Сегодня от этого грандиозного здания, чьи 1,5-2-метровые стены в июне 1941-го надежно оберегали защитников крепости от немецких пуль и снарядов, осталось лишь несколько секторов на юге и западе центрального острова – там, где в 1941-м сражались бойцы 84-го стрелкового полка и 132-го отдельного батальона войск НКВД. По иронии именно эти обращенные в сторону границы участки кольцевой дошли до нас почти в том самом виде, в котором их оставили последние защитники летом 1941-го. Сохранились Холмские и Тереспольские ворота крепости, а также южная полубашня, родная сестра которой лежит в руинах слева от Тереспольских ворот, разрушенная до основания попаданием одного-единственного снаряда 600-миллиметровой немецкой мортиры «Карл». В примыкающем к руинам самом западном крыле кольцевой казармы сегодня кто-то додумался разместить лесопилку. А дальше – от величественной казармы и вовсе остались одни лишь воспоминания да заросшие бурьяном подвальные казематы. Причем самое обидное, что старые полутораметровые стены, устоявшие в июне 1941 года под ударами штурмовавшей крепость 45-й дивизии Вермахта, были уже после войны разобраны и растащены на кирпичи местным населением и базировавшимися в крепости и окрестностях воинскими подразделениями.
Восточные ворота крепости, близ которых в 1941-м сражался 98 ОПАД, взлетели на воздух при неудачной попытке разминирования еще в 1944-м. Развалины казематов «пункта 145», защитники которого все до одного погибли в том кровавом июне, отреставрировали, открыв в них ресторан и кафе «Цитадель». А Восточный форт – последний очаг организованного сопротивления крепости, сражавшийся вплоть до 30 июня 1941 года, сегодня отдан на откуп местным коммерсантам, открывшим в его омытых кровью казематах автосервис. Южный или Госпитальный остров крепости частично занят под исторический музей Берестье, частично зарос бурьяном или захвачен под огороды. Западное – Тереспольское укрепление – недоступная для туристов закрытая пограничная зона.
|
|