На технологии надейся, а сам не плошайСмертность на наших дорогах велика, и эта тенденция, к сожалению, стабильна. Недавно в журнале Forbes был опубликован список самых опасных стран для водителей. Проведенное Организацией экономического сотрудничества и развития исследование выдвинуло Россию на первое место среди десяти стран с рыночной экономикой. Правительство пытается улучшить статистику, ужесточая наказания за нарушения правил. Это дает пусть небольшие, но плоды – жертв на дорогах стало на несколько процентов меньше. Но всем свою голову не приделаешь, поэтому автомобилистам, радеющим за безопасность собственную и пассажиров, а также тех, кто ездит рядом, остается лишь уповать на собственные умения и новейшие технологии. Подушки и ремни безопасности вступают в игру, когда авария уже произошла. Но важнее не довести машину до столкновения, а помочь водителю снизить риск или уйти от опасности. Автомобильные инженеры вовсю ведут разработки и постоянно пополняют список систем активной безопасности. Эти технологии предназначены для предотвращения и сведения к минимуму последствий аварии. Установить их стоит недешево, но цена не превышает человеческую жизнь. Самая распространенная опция – система антиблокировки колес ABS (Antilock Brake System). При экстренном торможении или скольжении она не допускает блокировку колес, автомобиль не уходит в боковое скольжение. Во время нажатия ногой на тормоз педаль подергивается: датчик отметил блокировку колес, и компьютер начал самостоятельное управление торможением. В зависимости от дорожного покрытия, в секунду тормоз может подрагивать до 15 раз. Зачастую вместе с ABS используется система распределения тормозных усилий EBD (Electronic Brake Distribution). Она помогает автомобилю придерживаться своей траектории, что пригодится водителю, например, при экстренном торможении в повороте. Под управлением электроники для каждого колеса подбираются индивидуальные тормозные усилия с учетом дорожного покрытия и загруженности машины. Сцепка с дорогой во время резкого торможения остается максимальной, что практически исключает возможность заноса. Еще одна аббревиатура этой системы – EBV (Elektronishe Bremskraftverteilung – нем.). С первыми двумя системами сработалась и антипробуксовочная система ASR (Anti-Slip Regulation). Она предотвращает пробуксовку ведущих колес автомобиля. В начале езды, при резком ускорении на ходу или вскарабкивании на крутой подъем достаточно будет лишь нажимать на педаль акселератора с нужным усилием, а электроника будет отслеживать крутящий момент и при необходимости «душить» обороты двигателя, сокращая подачу топлива. Антипробуксовочная система ведущих колес может встречаться под названиями TRC (Traction Control), ASC (Anti Slip Control), MSR (Modulate System Regulation), DTS (Dynamic Traction Control), ASC+T (Automatic Stability Control + Traction). Система поддержания курсовой устойчивости анализирует скорость вращения колес, угол поворота руля, давление в тормозной системе, угловую скорость и поперечное ускорение. На основании этих данных регулирует мощность двигателя и тормозные усилия каждого колеса. При ее активизации управляемость автомобиля практически не меняется на скользких дорогах и при резких маневрах. Даже если водитель переоценил свои способности и допустил ошибку, она может спасти от заноса. Общеизвестное название системы – ESP (Electronic Stability Program), синонимы: DSC (Dynamic Stability Control), VSC (Vehicle Stability Control), VSA (Vehicle Stability Assist), ASMS (Automatisches Stabilitats Management System), FDR (Fahrdynamik-Regelung), ATTS (Active Torque Transfer System). При экстренном торможении в помощь водителю активизируется электронная система управления давлением в гидравлической системе тормозов – Brake Assist. Аварийное торможение определяется по резкости нажатия и давлению на педаль тормоза. Под электронным управлением давление в тормозной магистрали быстро повышается, и тормозной путь может сократиться в несколько раз. Другие аббревиатуры системы эффективного торможения – BAS, DBC (Dynamic Brake Control), PA, PABS. Обладателям автомобилей с системой отслеживания расстояния до препятствия можно не беспокоиться о столкновении на небольшой скорости. Мелкие аварии в плотном движении – обычное дело: один зазевался, другой не посмотрел в зеркало. «Третьим глазом» водителя служит радар на фронтальной части кузова, он оценивает риск столкновения и при необходимости самостоятельно останавливает машину. Похвастаться такой защитой могут немногие автокомпании, среди них Volvo City Safety, Distronic Plus (Mercedes-Benz), ADR (Automatic Distance Regulation, Volkswagen). Другие производители предлагают аналогичную ей систему предупреждения столкновений CMBS (Collision Mitigation Brake System), которая оповещает о приближении к препятствиям сигналом. Современный автомобиль можно напичкать электроникой так, что водителю практически ни о чем не надо будет беспокоиться, были бы деньги. Но не стоит забывать, что системы активной безопасности призваны не думать за человека, а лишь помогать в экстренных случаях.
|
|