Улыбнитесь, инспектор, вас снимают!Мало кого уже удивляют ролики в интернете, на которых запечатлены споры между автоинспекторами и водителями. С обеих сторон хватает претензий – то гаишники вынуждают нарушить Правила дорожного движения и требуют взятки, а то служители закона подвергают свою жизнь опасности, гоняясь за пьяными «шумахерами». В суде аудио- или видеозапись нарушения может и не быть признана в качестве доказательства виновности одной из сторон, это дается на откуп судье. Запись на цифровой носитель имеет не такой большой вес, как пленочная, так как ее легко подделать или смонтировать с помощью компьютерных программ. Но производители техники уже смекнули, на какую продукцию повышается спрос, и теперь на полках медиамагазинов можно найти широкий выбор автомобильных видеорегистраторов и мобильных телефонов со встроенными функциями записи речи и видеокамерами. Недобросовестные милиционеры могут препятствовать проведению записи, но законный указ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» от 31.12.1993 №2334 на стороне автомобилистов: «Деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципах информированной открытости». Он позволяет не только открыто, но и скрыто фиксировать происходящее. Конфисковать камеру или диктофон сотрудник ГИБДД не имеет права, если только водитель не использует эту технику в качестве орудия правонарушения (бить диктофоном по стеклу или нападать, нанося удары камерой). Департамент обеспечения безопасности дорожного движения разработал проект административного регламента, который позволит автоинспекторам использовать специальную видео- и звукозаписывающую технику при общении с участниками дорожного движения. В этом случае гаишник должен будет предупредить оппонента о своих действиях. Запись каждого разговора с автомобилистами не будет обязательной, поэтому гаишник сможет выбирать, когда включать камеру, а когда нет. Так что это нововведение вряд ли станет действенным способом по борьбе с коррупцией. В Южно-Сахалинске уже проводилась акция, в рамках которой сотрудники ГИБДД дежурили с диктофонами. Результат приятно удивил: жалоб на вымогание взяток стало меньше. Теперь попытка борьбы с коррупцией в правоохранительных органах пройдет на Урале: некоторых автоинспекторов уже снабдили служебными диктофонами, с которыми они будут нести службу. Водителей о ведении записи будут предупреждать знаки и бейджики с соответствующими надписями. Подобный опыт уже давно введен в США, где на каждой патрульной машине установлены постоянно работающие видеокамеры, материал с которых недоступен служителю закона. Если полицейскому вздумается решить вопрос без протокола, это легко будет отследить. В идеале включать диктофон нужно сразу после того, как инспектор взмахнул жезлом. Пока он идет к машине, можно продиктовать место, время и дату остановки, а также обстоятельства (нарушал ли ПДД, если нарушал, то какой пункт). Фамилию и должность подошедшего гаишника нужно четко повторить в микрофон и продиктовать номер его жетона. Разговор должен быть полностью отражен на записи, без перерывов на поиски документов, паузы можно комментировать (ищу документы в сумке, инспектор пошел проверять мои документы на пост). На гаишников предупреждение о записи действует по-разному, чаще всего они продолжают делать свою работу: проверяют документы и, если все в порядке, отпускают. Бывает, когда диктофон или камера действует на них как красная тряпка на быка: начинают придираться к каждой мелочи, но все в рамках закона. Но есть и недобросовестные милиционеры, которые начинают хамить, требовать и заставлять силой прекратить запись… У одного автомобилиста, например, даже не стали смотреть документы, когда он предупредил, что ведет аудиозапись, инспектор «вежливо» пожелал ему счастливого пути, показав средний палец. Хотя их тоже можно понять – очень часто автомобилисты первые начинают хамить и качать свои права, опираясь на вырванные из законов статьи. Хитрые «оборотни в погонах» придумали, как можно наживаться с помощью диктофона и желания водителя решить вопрос без протокола. Нарушителя приглашают в машину для оформления документов, процесс этот демонстративно затягивается. Автомобилист торопится или понимает, чего от него хотят, и предлагает отпустить его за небольшое вознаграждение без протокола. Этих слов достаточно для обвинения в предложении взятки должностному лицу. Инспектор вынимает диктофон, демонстрирует запись и называет сумму, за которую он готов отдать это доказательство. У нового увлечения автомобилистов и гаишников есть плюсы и минусы. Но главное, что теперь коррумпированные инспекторы и нечестные водители лишний раз подумают, прежде чем предлагать решить вопрос с помощью взятки. А процент испугавшихся более суровой статьи закона о взяточничестве, несомненно, положительно отразится на статистике нарушений Правил дорожного движения.
|
|