Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

«Классика»: «секреты» успеха

Автовазовская «классика» опережает по продажам все остальные модели. В чем причина ее популярности? История «классики» началась с появлением самой первой модели, а именно с ВАЗ-2101, прозванной в народе «Копейкой». Производство этих автомобилей стартовало в 1970 году и продолжилось без существенных изменений вплоть до 1983 года. Некоторые другие модели, принадлежащие к модельному ряду «классики», успешно продаются и в настоящее время.

«Копейка» мало того, что стала первым вазовским автомобилем, она еще и послужила базой для всех моделей линейки Lada Classic: ВАЗ-2102, -2103, -2104, -2105, -2106 и -2107. Производство универсала ВАЗ-2102 было начато в 1972 году и полностью завершилось только в 1986 году. Седан ВАЗ-2103 был запущен в производство в 1970 году, а снят с конвейера в 1984-м. Универсал ВАЗ-2104 пришел на смену ВАЗ-2102 в 1984 году, и только десять лет спустя его версию с двигателем объемом 1,3 л сняли с производства, но на конвейере до сих пор остались модификации ВАЗ-21043 и ВАЗ-21043-07. Пятиместный седан ВАЗ-2105 поступил в производство в 1980 году, доступен на рынке и по сей день в комплектации с двигателем объемом 1568 см3. Знаменитую «шестерку», ВАЗ-2106, Волжский автозавод начал выпускать в 1976 году, производство этой модели продлилось 30 лет, в 2006 году она была снята с конвейера. Последняя модель «классики», ВАЗ-2107, начали собирать в 1982-м, с 2008 года этот автомобиль собирают на автозаводе «Пищемаш» в Чечне.

Из этого краткого экскурса в историю «классики» видно, что всю линейку можно с уверенностью назвать долгожителями. Ту же «шестерку» продавали в течение 30 лет, да и первые «Копейки», хотя и стали уже музейными экспонатами, встречаются и сейчас на российских дорогах. Что же обеспечило «классике» такую высокую популярность?

В 2007 году «АвтоВАЗ», ранее планировавший снять с производства линейку моделей Lada Classic, «передумал» и сообщил, что «классика» будет жить как минимум до 2009 года. «Пятеркам» и «семеркам» была выделена почетная роль стать автомобилями, которые помогут российскому автогиганту продержаться на плаву до появления новых моделей. Под «новыми» тогда понимались модели линейки Lada Priora, которые после своего появления сместили с заводского конвейера «десятое семейство».

Решение оставить в производстве «классику» было достаточно разумным. Ведь «четверки», «пятерки» и «семерки» уже давно заняли свою особую нишу на российском рынке и пользуются высоким спросом. По итогам 2008 года «классика» продемонстрировала продажи на уровне 185 тыс. автомобилей и обошла линейку Lada Samara (167 тыс. проданных авто), а также Lada Priora и Lada Kalina.

Секрет популярности тривиален и печален. Зарубежный автопром уже давно не мыслит для себя возможным выпускать на рынок автомобили, которые не были бы оснащены хотя бы базовыми системами безопасности. Недавно, кстати, начал действовать новый регламент краш-тестов EuroNCAP, который обязывает автопроизводителей устанавливать уже на стандартную комплектацию автомобиля не только ABS, но и систему электронной стабилизации движения ESP. Какими системами безопасности оснащена вазовская «классика», знают сами автомобилисты – никакими. Та же «семерка» в результате тестов по методике EuroNCAP получила «сухой» ноль. Но это не мешает ей входить в число самых покупаемых моделей.

Иностранные автопроизводители внимательно относятся к внешнему виду своих моделей, проводя их методично через рестайлинги и фейслифтинги, разрабатывая целые концепции дизайна, привлекая лучших мастеров. Рейсталингом «классики» занимаются разве что отечественные тюнеры. Эти энтузиасты в своих гаражах творят действительно чудеса, делают из «семерок» «спорт-кары» с аэродинамическим обвесом, «раскачивают» двигатель, красят кузов в яркие цвета. Словом, проводят доводку, рестайлинг и фейслифтинг – то, на что у отечественного автопроизводителя нет ни желания, ни, якобы, средств. С комфортом и оснащенностью бортовыми системами ситуация та же. Комфортной «классика» может казаться только тем, кто не сидел хотя бы в бюджетной иномарке. Хотя и тут наши мастера – самоучки не промах, обустраивать автомобили они умеют и делают в итоге работу за самого автопроизводителя, которому не удел изучать потребительские требования и пожелания.

Так почему же при всем том букете недостатков, с которым модели «классики» сходят с конвейера, им в прошлом году удалось опередить по итогам продаж даже самые бюджетные иномарки? Все дело в цене. Стоимость «классики» начинается от 155 тыс. руб. Куда еще бюджетнее? Да и ремонт недорогой. Другое дело, что когда срок эксплуатации этих моделей проходит, владельцы «классики» становятся частыми посетителями автосервисов и добирают ценовую разницу с иномарками именно количеством произведенных ремонтов.

Показатели, по которым «классика» стала «адаптированной» для отечественных дорог, выверялись годами. Только вот прогресс российских автомобилей очень сильно отстал от технологий мирового автопрома. Когда первые «Копейки» вышли на советский рынок, наши автолюбители были рады новому автомобилю, который был построен на базе одного из лучшего на тот момент малолитражного автомобиля – Fiat 124. Для своего времени ВАЗ-2101 действительно был отличным автомобилем. Владельцы использовали его, что называется, «и в хвост, и в гриву». Но как только российский авторынок перестал быть закрытым для импорта автомобилей, ценить «классику» стали только за ее доступность.