Автомобильный рынок России 2008: итогиСитуация на авторынке России и прогноз ее развитияТаблица. Продажи основных иностранных брэндов в 2008 году Прогноз PwC: Продажи автомобилей в США и Европе Прогноз PwC: Парк иномарок и объем производства в России 20 января 2009 года компания PricewaterhouseCoopers провела пресс-конференцию, посвященную подведению итогов ушедшего 2008 года на автомобильном рынке России. В ходе конференции руководитель практики по предоставлению услуг компаниям автомобильной отрасли Стэнли Рут рассказал о влиянии кризиса на автомобильный рынок мира в целом и России в частности и озвучил прогноз развития ситуации. Согласно официальным данным, в 2008 году в России объем автомобильного рынка вырос на 14% в количественном выражении и на 29% в денежном. Означает это в первую очередь то, что средняя цена приобретаемого россиянами автомобиля значительно выросла. Что также подтверждается статистическими данными. Средняя цена автомобиля составила 21,7 тыс. долларов, что примерно на 13% выше прошлогоднего показателя. Означает ли это, что россияне стали покупать более дорогие и, как следствие, более качественные автомобили. Безусловно. Однако это в том числе означает, что и автомобили стали стоить дороже. И здесь за примерами далеко тоже ходить не нужно: достаточно сравнить долларовые цены на одну и ту же модель в 2007 и 2008 годах. В подорожании автомобилей есть как субъективные (о них, думаю, отдельно говорить не стоит – и так понятно), так и объективные факторы. Например, довольно ощутимо подпрыгнули цены на металлы, взлетела до небес цена на нефть, что, соответственно, отразилось не бензине и, конечно, не могло не сказаться на стоимости перевозок. Что, в свою очередь, естественно, легло на плечи покупателей. Ситуацию на автомобильном рынке России в 2008 году следует четко разделить на две составляющие, и разделяющая черта должна пройти где-то примерно в середине лета. Если в первой половине года наблюдался устойчивый рост продаж, то во второй картина сменилась на противоположную. Единственным «полусветлым пятном» явился декабрь, когда автолюбители, имевшие достаточно денег для приобретения автомобиля без заемных средств, поспешили это сделать, не дожидаясь январского повышения пошлин и, как следствие, цен. Как видно из представленной ниже таблицы, в России на 9% упали продажи автомобилей отечественных марок. При этом в денежном выражении наш автопром не потерял, как видно из той же таблицы. А это может означать только одно: российский автомобиль за прошедший год стал стоить дороже. Примерно на те же самые 9% в долларовом исчислении. Вроде, не очень много. Но если перевести это из долларов в рубли по курсу на конец 2008 года, то получается примерно 25 000 руб. Однако!, как говаривал незабвенный предводитель дворянства Киса Воробьянинов. В отличие от российских брэндов, иностранные чувствовали себя в 2008 году вполне неплохо. Все крупнейшие автоконцерны увеличили объемы продаж, и некоторые даже значительно. Так, лидером роста оказалась Honda (131%), вдогонку за ней также со значительным опережением рынка шли такие производители, как PSA Peugeot Citroen (67%) и Volkswagen Group (62%). Второй эшелон догоняющих составили Mazda (45%), Suzuki (34%), Hyundai (30%), GM Group (30%) и Toyota Group (29%), которые также чувствовали себя в ушедшем году значительно лучше рынка в целом. Россия в последние два года (в 2007 и 2008 годах) вообще была наиболее динамично растущим автомобильным рынком в мире, о чем свидетельствуют статистические данные. Однако 2009 год может принести российским автолюбителям немало сюрпризов. Первый «сюрприз» преподнесли банки еще в ушедшем, 2008 году – получить кредит на покупку автомобиля стало весьма нелегкой задачей. И обещание правительства помочь автолюбителям в приобретении автомобиля стоимостью до 350 тыс. руб. не спасет ситуацию. За такие деньги приобрести мало-мальски приличный автомобиль уже нельзя. В эту сумму вписываются разве что Renault Logan, Lada Kalina, Lada Priora и «классика». А вот покупка Volga Siber уже становится проблемой, не говоря уже об автомобилях, обладающих современным уровнем безопасности и комфорта. Даже собираемых в России, а ведь их правительство также относит к «отечественным автомобилям». И это притом, что ставки на автокредитование в рублях уже зашкаливают за 30% годовых. Когда же ситуация может исправиться? Как ни покажется странным предположение автора статьи, кардинально она изменится после того, как американские граждане вернутся к практике жизни в кредит. Т.е., по прогнозам аналитиков, это случится не ранее 2011-2012 года. Прогнозы PwC в отношении кредитования тоже не выглядят слишком радужными. При положительном (базовом) сценарии развития, по версии PwC это будет в случае, если доллар не поднимется свыше 35 руб., лишь 20% автолюбителям посчастливится получить кредит на покупку автомобиля. При отрицательном (пессимистическом, при 37 руб. за доллар) – всего лишь 10%. Кстати, по итогам 2008 года доля автомобилей, приобретаемых в России в кредит, составила 31%. Некоторые аналитики, правда, высказывали робкое предположение, что к концу года рубль может упасть до 48 руб. за доллар (именно за доллар, а не за евро!). Такое развитие ситуации в PwC вообще не рассматривают. И правильно. Во-первых, это будет уж совсем гаданием на кофейной гуще. Во-вторых, просто страшно. В таких нелегких условиях падение продаж неизбежно. В базовом сценарии PwC прогнозирует падение примерно на 25%, что составит около 2,3 млн автомобилей в год. Пессимистический сценарий допускает падение продаж на 50%, общий годовой объем автомобильного рынка в России в таком случае составит 1,6 млн автомобилей. Все это неизбежно приведет к увеличению среднего срока службы автомобиля. Сейчас в России он составляет порядка 17 лет. Это несложно вычислить, если принять за точную цифру количество выбываемых в год автомобилей. По данным PwC, сейчас эта цифра составляет 6% от всего парка. Для сравнения, средний срок службы автомобиля в Европе – порядка 14 лет. Умолчим при этом про цену, например, 10-летнего автомобиля в России и Европе – и так все понятно. Что же в итоге станет с автомобильном рынком в России? Согласно прогнозу PwC, предполагаемый уровень «автомобилизации» страны в 400 автомобилей на 1000 жителей будет достигнут к 2025 году, что на 5 лет позже ранее озвученной даты. Это в социальном плане. О том, как будет развиваться автомобильный бизнес в чистом виде, читайте в следующей статье.
|
|