Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Выборг. Сказочный город

Небольшой городок Выборг

В ста тридцати километрах от Санкт-Петербурга притаился небольшой городок Выборг. По древности и красоте он смело может соперничать со многими российскими историческими центрами. И очень жаль, что большинство туристических маршрутов, которые организуются экскурсоводами Северной Столицы, не доходит до этого города.

Попасть в Выборг из Санкт-Петербурга можно по двум дорогам – Выборгскому (А-121) и Приморскому шоссе (М-10). Первая дорога довольно скучна, начинается с проспекта Энгельса в Питере, а дальше бежит двухрядным потоком среди дачных участков и небольших поселков, самым примечательных из которых является Черная речка (но совсем не та, на которой стрелялся Пушкин).

Гораздо интереснее выбираться за город по Приморскому шоссе. Во-первых, есть возможность посмотреть на питерский вариант московской Рублевки – в этой курортной зоне расположилась масса шикарных дач и загородных домов с претензией на эксклюзивную архитектуру. Во-вторых, есть возможность увидеть старую курортную зону российских императоров и дворянства, которые ездили на воды в Сестрорецк. Ну, и, в-третьих, дорога петляет по отвесным берегам Финского залива, что делает ее очень живописной в оформлении северной флоры.

За Сестрорецком в сторону Выборга начинается федеральная автодорога «Скандинавия» – шикарное европейское полотно трассы международного значения. Именно по этой магистрали едет множество грузов из Финляндии в Россию и обратно. С ней в районе деревни Огоньки и пересекается Выборгское шоссе. Впрочем, желающие попасть в Выборг могут продолжить свой путь и по Приморскому шоссе, и по Выборгскому (которое потом сольется с Приозерским), но так дорога получится уж очень длинной и неудобной, поэтому все продолжают движение по М-10.

Трасса «Скандинавия» на большинстве участков двухрядная, но имеет очень широкую обочину. На ней очень удобно обгонять, несмотря на загруженность. Здесь принято, завидев быстро идущий автомобиль, сдавать на асфальтированный край дороги и пропускать торопыгу. Говорят, что этот обычай пошел от вежливости иностранных водителей тяжелых фур. Как бы то ни было, но груженые автопоезда резво прыгают на обочину, давая возможность беспрепятственно себя обгонять, что весьма актуально при длинных сплошных линиях, разделяющих встречные полосы. Но не надо обольщаться: гаишники тут сидят под кустами в больших количествах, места очень хлебные, ибо полотно дороги располагает к гонкам. Самое распространенное нарушение – превышение скорости.

Я в первый раз оказался на спортивном автомобиле на трассе «Скандинавия». Хотя, справедливости ради, надо заметить, что Hyundai Coupe только по внешнему виду спортивный автомобиль. Он оснащен 6-цилиндровым двигателем объемом 2,7 л, который выдает всего 167 л.с. Вроде бы, «дури» в машине должно быть много, но на самом деле она неважно распоряжается своими мощностями. Вялые, нечеткие переключения 6-ступенчатой механической коробки передач, слишком большие углы разворота и «размазанные» торможения с высоких скоростей сводят «на нет» все усилия дизайнеров, которые постарались на славу.

Вид у Hyundai Coupe, особенно после фейслифтинга, конечно, боевой и красивый. Но слово «спорт» из описания этой модели я бы убрал. Совсем. Дабы не вводить людей в заблуждения. Пусть он останется «броским, динамичным седаном-купе со спортивными задатками» – так будет честнее перед покупателями. Тем более что и потребляет он много. На скоростях до 120 км/ч компьютер показывает расход около 13 л на сотню километров, но стоит превысить этот показатель, как расход поднимается до 16, а то и 17 л, 92-го бензина. Ради интереса я заливал 95-й: машина становилась резвей, но не намного. Кстати, заправки на трассе «Скандинавия» расположены почти в строгом соответствии с международными стандартами – через каждые 20-30 км – и абсолютно не портят пейзаж из мелькающих за окном вековых сосен.

Выборг как бы делится на две части: современную и историческую. И если современная застройка мало чем отличается от привычных кварталов во множестве городов, то историческая часть просто великолепна! Город большей частью расположен на полуострове, который омывает Финский залив, а его сердцем является Выборгский замок, возвышающийся на Замковом острове. Другая, немалая его часть, занимает множество островов, крупнейшими из которых являются Твердыш (финны называют его Линнасаари) и Гвардейский.

Некоторые историки пытаются доказать, что Выборг был основан еще в IX веке новгородцами, но эта теория не имеет пока подтверждения. Точно можно лишь утверждать, что там было расположено небольшое укрепление карелов, которая контролировала пути на Ладожское озеро и была захвачена шведами в 1293 году. Именно с этого года и основания там скандинавами каменной крепости-замка начинает свой отсчет Выборг в качестве постоянного поселения. Статус города он получил в 1403 году и оставался под шведами аж до 1710 года, когда его захватил Петр I во время Северной войны.

Столь близкое расположение к столице Российской империи и выгодное стратегическое расположение сделали город центром многих исторических событий. Со стен Выборгского замка можно было наблюдать легендарный разгром шведской эскадры в 1790 году. Кстати, большую часть времени до начала XX века Выборг был населен преимущественно финнами и входил в состав Великого Княжества Финляндского. Почти 90% его жителей были скандинавами, да и город сам назывался по-местному Виипури. Впрочем, и по сей день на финских картах он проходит под этим названием, а многие из страны Суоми до сих пор не оставляют надежды получить назад родовые дома и замки, устраивают по этому поводу судебные тяжбы. Еще бы, суровая красота городских зданий, построенных в стиле «северного модерна», не оставляет равнодушным никого.

На острове Твердыш расположился национальный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо», что в переводе с французского означает «мой покой, отдохновение». Это великолепный скальный пейзажный парк на берегу Выборгского залива, ансамбль которого создавался признанными мастерами архитектуры – Мартинелли, Монферраном, де Томоном и многими другими. Рядом с парком находится небольшой остров Мертвых, на котором расположены красивейшие усыпальницы дворянской знати, купившей это поместье. В основном, семейства Людвига Николаи, который был президентом Санкт-Петербургской Академии наук в 1788 году. К сожалению, многие произведения классического зодчества утрачены, но сейчас ведется их интенсивное воссоздание. Здесь же рядом, на острове Твердыш, расположены Анненские укрепления, построенные в основном в середине XVIII века. Эти фортификационные сооружения были так названы в честь императрицы Анны Иоанновны и представляют собой четыре бастиона, соединенных куртинами (линиями живой ограды), протянувшиеся через весь остров от берега Выборгского залива до бухты Защитной.

Что действительно впечатляет в Выборге, так это огромный средневековый замок, стоящий на острове. Вместе с ним весь архитектурный ансамбль города становится буквально сказочным, пришедшим к нам со страниц книг Андерсона, Ларсен и Линдгрен. Особенно красиво замок смотрится ночью, в подсветке. К сожалению, главная его достопримечательность – башня – сейчас увешана лесами реконструкции, но смотрится он все равно великолепно. На территории замка можно пострелять из луков и арбалетов, сделанных «под старину», посмотреть выставку предметов инквизиции. Каждый год в мае тут проходит фольклорный музыкальный фестиваль «Майское древо». Кроме того, Выборгский замок облюбовали исторические реконструкторы, которые в июле собираются тут, облаченные в средневековые латы и доспехи, ради того, чтобы сразиться на дуэлях. А российский кинофестиваль «Окно в Европу» собирает сюда цвет европейского бомонда и творческой интеллигенции.

Очень хороша в Выборге и Часовая Башня. Она стоит почти в самом сердце старого Каменного города (центральное городское поселение было обнесено стеной в 1470-х годах), основанием ей служит огромный природный валун. Построена в 1494 году как колокольня Выборгского кафедрального собора, разрушенного во время войны. Уже в 1753 году на башне были установлены первые часы с колоколом. Войдя внутрь, можно увидеть старый гиревой механизм часов. Ирония судьбы: после пожара башня стала использоваться в качестве пожарной каланчи.

Рассказать о Выборге в рамках одной небольшой статьи нет никакой возможности – настолько много в нем уникальных памятников архитектуры и сооружений древности. Дух города передается сразу, как только вы въезжаете в историческую часть – она все выложена древней брусчаткой! На Рыночной площади находится еще один предмет гордости горожан – Круглая Башня. Теперь в ней расположен неплохой пивной ресторан.

Вообще, проблема с гостиницами и едой в Выборге не стоит – множество маленьких частных пансионатов предлагают свои номера по ценам ниже московских, но нельзя сказать, что совсем бросовым. Средняя цена за приличный номер – 2500 руб. в сутки. Питаться в историческом центре накладно – тут все ориентировано на иностранцев (в основном финнов), так что цены «кусаются». Но я облюбовал очень неплохое кафе, которое находится прямо на границе с историческим центром, недалеко от Красной площади. Да, в Выборге есть своя Красная площадь! Вкусный ужин на двоих вполне уложится по цене в тысячу рублей, причем накормят быстро, что для автопутешественника очень важно.

Выборг является пограничным городом, рядом расположены три пропускных пункта на границе с Финляндией. Именно отсюда нескончаемым потоком идут «серые» автомобили российским покупателям, да и официальные дилеры доставляют свои машины именно через этот участок границы. Но это уже совсем другая история, о поездке в Финляндию я расскажу в следующий раз.

Что посмотреть:
Финский залив, Выборгский залив, Выборгский замок, Круглую башню, Часовую башню, Парк Монрепо, Рыночную площадь, курортную зону российских императоров и дворянства.