Покатушки на ЛуАЗе-967 (часть 2)Некоторую информацию об амфибии ТПК ЛуАЗ 967 с мотором от ВАЗ-2106 и колесами с 2-скатной ошиновкой, я уже описал в первой части. Там я рассказал, в большей степени, о переделках. Теперь время сказать, что автомобиль из себя представляет. На той недели я, наконец, смог пообщаться с ее владельцем, Валерием. Целых два раза. Было свободное время, и я поехал в его Савино днем, а не поздним вечером, да и ехал я один, никуда не торопясь. И вот, когда Валерий вывез свое чудо из гаража, я его смог, в конце концов, увидеть воочию, внимательно осмотреть и пофотографировать. Отмечу, что автомобиль в тот момент был без навесных трапов вдоль бортов и с односкатной ошиновкой – в разные стороны торчали только ранее упомянутые наварные барабаны – самовытаскиватели для второго комплекта колес. Кстати, в этот мы никуда и не поехали – тем более, что на моей видеокамере разряженного аккумулятора хватило только на то, чтобы снять машину и ее некоторые переделки. А потом просто сидели, пили чай, как говорится. Отсмотрели то, что я смог заснять и мои «покатушки» по деревне, которые уже были на пленках. Заодно Валерий рассказал о его богатом опыте эксплуатации и тюнинга своего ЛуАЗа-амфибии. Также он сообщил, что намерен буквально на днях повесить еще один комплект колес и снять машину для одного журнала, который давно проявляет к ней интерес. Я сказал ему, что тащить в деревню этот автомобиль в июле не следовало, т.к. можно было немного подождать и отправится на «Автоэкзотику» в Тушино – наверняка бы нашлось много народу, кто бы захотел посмотреть на амфибию. Конечно, больше всего я хотел услышать, как Валерий плавал. Он сказал, что запас плавучести у автомобиля удивительный – не станет тонуть и с тонной груза. Однако из-за низких бортов плавательные качества крайне ограничены. Стандартные трапы, конечно, можно навесить сбоку и поверх стандартного положения, нарастив тем самым борта. Волнами салон будет захлестывать меньше, но это ничего особо не поменяет. Валерий сказал, что в свое время побоялся это сделать, т.к. может неожиданно лопнуть полуосевой чехол и машина зальется водой. Поэтому перед тем, как поплавать по местному водохранилищу, он установил на автомобиле несколько водоотливных электрических помп, но после все убрал, оставив одну из них. Скорость движения от стандартной перемотки колес при 2-скатной ошиновке значительно ниже, чем при односкатной. Скорее всего, увеличено сопротивление воды, также нарушена гидродинамика колес, которые сильно выступают из своих арок. Про опыты с водометами я уже рассказывал. Относительно езды Валерий отметил, что на слабом грунте проходимость с 2-скатной ошиновкой значительно вырастает – можно было проехать там, где на одинарных колесах машина застревала. Стоя на месте, рулить лучше даже не пробовать, т.к. можно действительно свернуть что-то в рулевой. Во время движения рулится очень даже неплохо, но если будет небольшое сопротивление (наезд колес на косогор или какое-либо препятствие), то машину уведет в сторону – усилия, которые нужно приложить к рулю, заметно выше обычных. Несомненно, трудно было ожидать иного. Как и того, что если машина попадет на гребенку, то она «поплывет», но с односкатной ошиновкой будет вполне приемлемо держать дорогу. Подвеска, на первый взгляд, до сих пор в хорошем состоянии. Немного удивительно, если учитывать тот факт, что подвеску с этими же колесами Валерий уже раз сломал. Как-то он попал в неплохой ухаб на скорости, и поворотный кулак полностью разломался (лопнуло ухо, в которое вмонтирована втулка шкворня – дефект очень редкий, наверняка брак). Кстати, случилось это в 10 км от дома. Поехать без одного переднего колеса не получилось – рычаг закапывался в землю. Выручил, как, в принципе и всегда, имеющийся в любом деревенском хозяйстве трактор, у которого даже была спецнавеска, которая позволяла ему быть эвакуатором, затащив машину частичной погрузкой. В общем, ремонт подвески непосредственно на месте не потребовался. Валерий отмечает, что после того случая ездить стал заметно аккуратнее, никуда не спеша – от езды и так получаешь массу удовольствия. Он уверяет, что 2-скатные колеса хорошо поместились в стандартных арках амфибии, не пришлось даже увеличивать углы поворота – необходимо было только немного увести вперед и переварить у переднего колеса кромку арки в ее передней части. Подобные колеса забрасывают массу грязи в салон, но повесив в горизонтальном положение стандартные трапы, можно значительно уменьшить ее поток. Говоря о проходимости, то у ТПК, если сравнивать с обычным ЛуАЗом, есть как минусы, так и плюсы. Валерий пожаловался на небольшой, как он считает, дорожный просвет. Но номинально он аналогичный со стандартной моделью. Но ТПК имеет низкое и плоское дно по всей площади машины, а также водоизмещающие карманы перед передним приводом. Как результат – страдает радиус проходимости и возможность заезжать колесами на большие бугры. В процессе движения по колее «усложненного профиля» или при движении по пересеченной местности и бездорожью ТПК задевает землю чаще, чем простой ЛуАЗ. Зато стандартные трапы помогают компенсировать этот недостаток геометрической проходимости. Валерий рассказывает: «Как-то во время начинающегося шторма на местном водохранилище пришлось было быстрее выбраться на отмель у какого-то дорого особняка. Но отмель также была куплена владельцами и огорожена рвами, и выехать с участка было просто невозможно. Залезать обратно в воду не очень хотелось, а общаться с подозрительной охраной, которая начала суетиться у дома – тем более. Мы скинули трапы, перекинули их через канаву и спокойно уехали». Потом, как я уже говорил, более подходящей машины для любителей «повинчеваться» сложно представить – мало того, что этот джип всего тонну весом, так и не потонет он даже в болоте сам по себе. Валерий говорит, что удалось как-то успешно вытянуть застрявший автомобиль через один блок-полиспаст стандартной лебедкой (усилие – 200 кг). Потом пришлось эту лебедку удалить и перейти на колесные самовытаскиватели. Они, конечно, не настолько удобны, как лебедка, но ими можно пользоваться в виде развлечения, потому что в особо «тяжелых случаях», несомненно, лучше сбегать за трактором. Уехать удалось мне только вечером. Он со своим 12-летним сыном Никитушкой, как он его любит называть, проводили меня на амфибии прямо до перекрестка на трассе. За это время удалось измерить и максимальную скорость аппарата – около 85 км/ч. Такую скорость позволили развить «короткие» колесные редукторы с придаточным числом 1.785 вместо стандартных 1.294. Мы договорились, что если будет время – обязательно заеду еще раз. Дела сложились, как никогда удачно, и уже через день я снова поехал в Савино, но на этот раз со старшим сыном, Алексеем, чтобы и он смог воочию увидеть это чудо техники. Приехали, а нам говорят, что Валерий с Никитой уехали на своем аппарате кататься – фотографироваться, как давно и собирались. Проехав вокруг деревни, в первый раз мы никого не нашли. Валерия на амфибии нигде не было видно. Но вскоре нам уточнили, что они еще хотели съездить до магазина по полю, что у перекрестка на трассе. Быстро доехали с Лешкой до этого перекрестка, добрались до поля и обратно прямо по нему поехали в сторону деревни, рассматривая на дороге сдвоенные следы и внимательно разглядывая окрестные кусты в поисках заветной машины. Смотрим – неподалеку от деревни выползает из высокой травы долгожданная амфибия, а за ней и Никита на Яве 250, и уезжают в сторону моста от нас, по этому мосту трасса переходит речку, которая протекает через деревню. Успешно догнали. Оказалось, что они на краю поля как раз снимали, как их амфибия преодолевают какую-то канаву. Сделал Валерий это, конечно, с легкостью, и захотелось ему побольше ощущений, а именно – переехать свою речку рядом с мостом. Там, говорит, был брод, когда строили мост и трассу. Поехали. С поля – по диагонали, сминая полутораметровые заросли кустарника и травы, в которых амфибия скрывалась практически вся. С легкостью проехали метровую насыпь, ведущую в деревне, и подъехали непосредственно к мосту (Никитушка поехал на Яве домой). Река оказалась действительно неглубокая – несколько метров шириной, но крайне заболоченная. До воды придется добираться метров 10 по камышам. Валерий не стал туда сразу бросаться, не оценив обстановки. Для начала он обулся в болотные сапоги и походил по этим камышам, ища различные железки, которые и вправду там были. Воды, в принципе, как таковой под ногами у него и не было – растекался слабый грунт, но человека выдержать мог. Наконец, он наметил нужную траекторию и отправил Никитушку, который пешком вернулся из деревни, на другой берег с фотоаппаратом снимать это действо. Забрался в свою амфибию и поехал прямо со склона в камыши. Я уже упоминал, что сдвоенные колеса в плане проходимости лучше одинарных, но, несмотря на то, что очень похожи на арочные, на самом деле таковыми не являются. Да и давление Валерий в них точно не стравливал. В общем, в итоге амфибия вспорола своими колесами дерн и уже через несколько метро зарылась в ил, замазав заодно и новый протектор полностью. А передние колеса начали выворачиваться в сторону. И из камышей машина не вылезла, а съемка сорвалась (но я снимал это сзади и меня это не коснулось). Долго думать Валерий не стал и отправился за эвакуатором – благо до дома было не более 100 метров. Пока он ходил, я узнал, что для переправы других мест нет. И то, что всем казалось песком под водой, в итоге оказалось полуметровым слоем вязкого ила. Я даже решил попытаться на своей машине сдать задом к амфибии, но чудом и сам не завяз в травянистом склоне. Через 20 минут приехал Валерий на тракторе. Троса было много – около 50-ти метров, отмотав сколько нужно, он начал подцеплять амфибию. Сначала он хотел быстро вытянуть из ила, дернув как котенка за шкирку. Но, посмотрев на вывернутые колеса, было решено, все-таки, кого-то посадить за руль. Поскольку в способностях моего Лешки, после просмотра нескольких часов видеозаписей, в плане управления автомобилем никто не сомневался, то порулить ему и было предложено (Никитушка необходимого опыта еще не имел). В итоге вытянули это чудо техники с трудом на берег. Когда оно само поехало, Лешка несколько метров даже задом сам маневрировал. И первое, что он сказал, когда вылез из машины, было: «Пап, если сравнивать это с твоим ЛуАЗом, то у него тяга, как у трактора». Еще бы, по расчетам у машины Валерия в условия первой передачи и заднего хода – приблизительно на 20% тяга получалась большей, нежели у простого ЛуАЗа на пониженной передаче. Валерий слез с трактора, посмотрел на вывороченные камыши, почесал голову и сказал, что не знай, сколько лет еще это не зарастет. Больше он не решился возобновлять попытки переехать речку, поняв полную безнадежность этого мероприятия. Волочение амфибии трактором на тросе через реку не представляло никакого интереса, даже спортивного. Интересно отметить, что, несмотря на то, что передние колеса ушли по ступицы в грязь, камыши между колеями в нее не впечатались – иными словами, на брюхо амфибия так и не села, лишний раз продемонстрировав невероятные пределы проходимости даже при такой большой вертикальной нагрузке. Вот что означает дорожный просвет, который равен радиусу колеса. Но дальше было намного интереснее, по крайней мере, для моего Лешки, т.к. оказалось, что на три свободных транспортных средства только два взрослых водителя. Поэтому у него поинтересовались, не хочется ли ему прокатиться на этом чудо-аппарате и дальше - прямо до дома. Много ли надо человеку для счастья – покататься на джипе с открытым верхом и так было пределом его мечтаний, но когда его сажают за руль такой машины! Несмотря на то, что до дома от речки буквально метро сто, не больше (это если прямо через реку), то через другой мост за деревней по полевой дороге вокруг – километра 2-3. Ну и оттянулись они с Никитушкой, да еще целая толпа навстречу вышла из деревни, открыв разом рты, увидев нашу большую процессию. Доехал он, скажу, без вопросов, обогнав трактор с легкостью. Рассказывал, что рулится очень даже неплохо, только когда на скорости попадаешь на гребенку, машина начинает ехать туда, куда ей хочется (и это на 50 км/ч!). Обалденная динамика. Бросив дома трактор, решили ради разнообразия проехать несколько километров по полевой дороге до деревенской «точки» - взорванной в свое время шахты, где была баллистическая ракета. Внимательно осмотрев местную достопримечательность (та, что рядом с деревней, показалась мне значительно живописнее), мы решили, что нужно где-то еще поплавать. Для этого нужно было возвращаться обратно в деревню за пробками-кингстонами (до этого Валерий хотел переехать маленькую речку, но не планировал плавать по водной глади, да и хорошо, что не доехал до воды, иначе бы набрал полный кузов жидкой грязи). В итоге решили съездить до соседней реки Серены (по трассе на Москву – около 4-х км), где Валерий имел «свое» проверенное место для водных процедур амфибии. Погода стояла замечательная – ветра не было, светило солнышко. Я поехал на своей машине, ну а ребята, конечно, на амфибии. С легкостью добрались до трассы. Тут мне надо сказать, что обычному ЛуАЗу для того, чтобы произвести на окружающих впечатление, просто надо ехать так же, как и все, то амфибии нужно «просто ехать». Народ вовсю таращил глаза и сигналил. Ребята сами руками всем размахивали и что-то свое кричали. За все 4 года, что я езжу с ВАЗовским мотором у меня всего один такой случай был, когда водитель одной из машин, увидев в зеркало настигающий его ЛуАЗ, настолько удивился, что вывернул шею и высунулся в окно – пришлось его быстро обгонять, чтобы он смог снова смотреть, куда едет. Наконец, добрались и до Серены. Она была шире прошлой речки – в среднем, наверное, метров 10-12. Довольно глубокая, а также имелся хороший подъезд к воде – плавно уходящая песчаная отмель в месте, что река разливается и ее глубина уменьшается до метра. Валерий начал вкручивать сливные пробки (как мне помнится, их было штук 6). Вкрутив, сразу рванул в воду против течения. Амфибия удачно всплыла и, как говорится, погребла. Зрелище действительно было крайне забавное – чем-то машина напоминала колесные пароходы прошлого века. Даже несмотря на слабое течение, плывя против него, машина развивала очень медленную скорость, грохотала неотбалансированными колесами и вздымая воду выхлопами из глушителя, который поднимал буруны перед решеткой. Если газ Валерий сбрасывал, то бурление на несколько мгновений прекращалось, и создавалось впечатление, что движок окончательно захлебнулся и заглох. Но только стоило дать газу, и амфибия вздрагивала всем корпусом и снова начинала потихоньку двигаться против течения. В подобной комплектации самое оптимальное – на третьей передаче. Четвертая передача была очень тяжелой даже для «шестого» двигателя. Валерий поплавал минут 10-15, периодически скрываясь за окрестными кустами и деревья. Но потом обратно ехал заметно резвее. Подцепил колесами грунт и выехал на берег. Первым делом были свернуты пробки-кингстоны. Если судить по воде, которая хлынула на землю, набралось ее очень много. Оказывается, что в одном из чехлов уже давно достаточно большая дыра, а водоотливная помпа не работает. В общем, поплавать немного можно, но половить рыбу или покупаться в свое удовольствие не получится. Интересно – движок рычит под нагрузкой, бурлит вода, а амфибия – еле-еле двигается. Настоящий колесный пароход с небольшим КПД. И даже не удивительно, что Валерий задумался о водометике с приводом от двигателя. Но и без этого – ощущения непередаваемые. Это же не катер и даже не лодка – это джип! И это не спор – «по любому перееду». Если простым людям это все будет в диковинку, то для опытных джиперов – это привычное трехмерное ощущение вдруг «попасть в четвертое измерение» в плане проходимости. Любая речушка вместо барьера – вообще замечательная идея. Пока Валерий плавал, у меня кончилась видеопленка. Второй раз выбравшись на берег, он все-таки решил переправить амфибию на противоположную сторону. Но подцеплять болотники не стал – просто закатал штаны, и смело полез исследовать его самостоятельно. Там, где он планировал на него выбраться, также оказался вязкий ил и камыши. Трактора по близости не было, так что было решено не испытывать судьбу. Конечно, можно было попытаться переехать, но в случае неудачи это могло смазать положительные впечатления от проведенного дня, так что рисковать ни я, ни Валерий, ни ребята не захотели. Но домой сразу мы также не поехали, напоследок решили завернуть на песчаный карьер и там немного покататься. Естественно, двухскатные колеса уже не зарывались в песок, в отличие от односкатных, но на пересеченной местности были проблемы с управлением, что сводило к минимуму их преимущества. Я на своем автомобиле еще мог себе иногда позволить как-то покуролесить и покувыркаться, один раз даже сильно воткнувшись бампером в глубокий песок, с разворота на большой скорости спускаясь по промоине (потом все-таки даже пришлось бежать к Валерию за лопатой). ТПК демонстрировал возможность уверенно двигаться по косогорам, подъемам и песчаной ряби. Но и без банальных кувырканий в промоинах – простой проезд по дну этой же ложбинки вызывал массу определенных проблем. Как только передние колеса забирались на склон, то их тут же начинало выворачивать больше, а саму машину разворачивало и выводило в этой ложбине вообще по диагонали. Так что 2-скатные катки – это, без каких-либо сомнений, действительно круто, но не всегда благотворно сказывается на проходимости. Остается один вопрос – если же обуть автомобиль во внедорожную арочную резину Я-417 (ширина профиля – 276, диаметр – 580 мм), в какой степени отрицательные эффекты будут мешать движению и проходимости? Я уже упоминал как-то, что видел подобную удивительную комплектацию ЛуАЗа на одном из роликов Ярославского шинного завода. Возможно, это была просто рекламная акция и с реальностью она не имела ничего общего. После того, как мы, в конце концов, вернулись в Савино, меня настолько впечатлил вид этой чудо-амфибии на фоне деревенской идиллии вечером, что я на несколько минут решил отмотать назад пленку и заснять все-таки эту завораживающую картину. Домой мы с Лешкой вернулись уже в полной темноте, в полнейшем восторге от пережитого и увиденного. Сына вообще расперла от богатства впечатлений – наследующее утро он даже начал пытаться снять со старого ЛуАЗа двери, чтобы хоть в некоторой степени воспроизвести ощущения от вчерашней езды в открытом джипе. Конечно, у него мало что получилось, но было приятно видеть, что он так загорелся этой необычной конструкторской идеей. Помимо этого, он ко мне начал приставать с серьезными вопросами, где бы можно раздобыть такую же старую «Яву», на которой Никитушка ему дал несколько раз покататься. Он также был в восторге от ее дизайна, как и от 21-й Волги. В общем, подытожим, что день, честно говоря, удался. На правах рекламы: • Серебряные серьги с сапфиром купить купить серебряные серьги.
|
|