Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Lotus Elise 111R: легкое счастье

Оранжевый Lotus Elise 111R удивительно изящен. Автомобиль – как будто порождение другого, лучшего и более гармоничного мира. Во время фотосъемки мне казалось, что оранжевый автомобиль позирует. Стоит ненадолго остановиться на городской улице, как неизвестно откуда появляются желающие сфотографироваться на фоне.

Elise 111R – самый доступный суперкар на российском рынке (€55 000). Именно суперкар, скромные размеры и 4-цилиндровый двигатель объемом 1,8 не должны вводить в заблуждение. Это Lotus, и здесь мы имеем дело с фантастическими инженерными решениями. Чем автомобиль легче, тем он быстрее. Это основа философии Lotus. При снаряженной массе 860 кг Elise 111R выстреливает до «сотни» за 5,0 с – быстрее, чем более мощные Porsche Boxster S и Cayman S. Максималка у Lotus – 241 км/ч.Основа шасси Elise – рама-монокок из алюминиевых профилей, склепанных и склеенных между собой специальным авиационным клеем. На нее крепятся кузовные панели, выполненные из самоупрочняющегося полипропилена SrPP, очень легкого и прочного.

Team Lotus неслучайно с 1958 по 1995 гг. добилась 79 побед в гонках «Формулы-1» и завоевала шесть чемпионских титулов и семь Кубков конструкторов. На формульных болидах компании впервые были применены кузов монокок, двигатель в качестве силового элемента шасси, разнесенные по бортам радиаторы, активная подвеска. Кроме того, Lotus – пионер в использовании граунд-эффекта, при котором автомобиль «присасывался» к дороге на больших скоростях за счет разрежения воздуха под специально спрофилированным днищем. Инженеры Lotus создали такие дримкары, как среднемоторный Opel Speedster, De Lorean DMC-12, известный по фильму «Назад в будущее»; дорабатывали шасси Aston Martin V12 Vanquish. На шасси Elise построен электрический Tesla Roadster. А дорожную версию легендарного болида Lotus Seven до сих пор выпускает компания Caterham.


Четырехцилиндровый двигатель Toyota, разместившийся сзади, можно считать самым высокофорсированным 1,8-литровым агрегатом. Он снабжен механизмом переключения высоты подъема клапанов Yamaha, а настройку электроники проводили специалисты Lotus. Он выдает целых 192 л. с. и 181 Нм при 6800 об./мин.

Чтобы проникнуть внутрь, нужно открыть длинную дверь, перешагнуть через высокий и широкий порог, он же подлокотник, и втиснуться в жесткое спортивное кресло-ковш. Если установлен матерчатый верх, то приходится сгибаться в три погибели, протискиваясь в крохотный дверной проем. Как будто одеваешь узкий костюм, не до конца его расстегнув. Располагаешься полулежа, непривычно вытянув ноги. Крохотный руль не регулируется. Водительское кресло двигается только взад-вперед, для регулировки поясничного подпора в кресло вшита резиновая подушка, которая накачивается специальной грушей. Пассажирское кресло вообще привернуто намертво. Тесно. Но ощущения, близкого к клаустрофобии, которое случается со мной в некоторых малолитражках, нет. Мне, как человеку среднего роста, даже удается разместиться с комфортом. Но наш второй тест-пилот значительно выше и объемнее и усаживается уже с трудом.

Интерьер – тоже воплощение философии Lotus – ничего лишнего. Вокруг голый алюминий монокока. Обилие «крылатого металла» создает ощущение, что находишься внутри фантастического самолета. Винил прикрывает пороги-подлокотники и верх торпедо, а в центре передней панели – накладка из алькантары. Аскетично, но в высшей степени стильно.

Маленькие зеркала регулируются вручную. Из благ цивилизации – только кондиционер, кстати, неплохой, и магнитола Blaupunkt. Даже стеклоподъемники механические. Для вещей – скромный багажный отсек на пару сумок позади двигателя, ниша за задними сиденьями и алюминиевая полка под торпедо.

Крыша, фактически лоскут плотной материи, крепится с помощью защелок и двух пластиковых распорок. Она вполне справляется со своими обязанностями и испытание ливнем, а потом мойкой, выдержала на отлично. Крышу легко установить, не выходя из машины. Если ее снять, то к реву мотора за спиной присоединяется гул ветра. Только не вздумайте класть крышу в багажник. Для того чтобы ее извлечь, нужно остановиться, выключить двигатель, вытащить ключ зажигания, вылезти с этим ключом через высокий порог, открыть багажник. А в пробке, под обстрелом тяжелых дождевых капель делать это крайне неудобно.

Педальный узел поначалу показался тесным, узкую удобную обувь без канта, как советовали коллеги, я не одел. Но на практике алюминиевые педали оказались удивительно понятными, перепутать их практически невозможно.

Алюминиевый шар рукоятки 6-ступенчатой МКПП солидно ложится в ладонь. Тугие переключения отзываются лязгом ружейного затвора. Как будто загоняешь в ствол очередной патрон. Разгон моментальный, стрелка спидометра постоянно гуляет за сотней. А стрелка тахометра с легкостью взвивается за отметку 6. С ростом скорости Elise остается вполне понятным – все так же хорошо слушается руля и легко входит в повороты. Гидроусилителя, кстати, у Lotus нет, но баранка вращается довольно легко. Родстер охотно ускоряется с любой передачи. Вот только плотное движение на Новой Риге не позволяет как следует разогнаться. Да и страшно. После зимы дорожное полотно запестрило новыми ямами и выбоинами. Попадание в одну, казалось бы, безобидную ямку – и короткоходная подвеска срабатывает на отбой со страшным грохотом. Сломать ее сложно, но все же лучше не рисковать. На стыках дорожного полотна Elise нервически вздрагивает. Попав на волнистый участок, начинает гулять. Впрочем, отклонения от курса легко исправляются минимальными покачиваниями руля. Дорожный просвет в 130 мм позволяет даже заехать на небольшой бордюр. Но короткий ход и жесткость подвески заставляют проходить особо объемных лежачих полицейских наискосок, ползком. Без гоночного трека Elise – как птица без неба.

В городском потоке автомобиль ведет себя очень интеллигентно. Момента на низах вполне хватает, чтобы плавно подхватывать легкий как пушинка автомобиль. Мощные тормоза замедляют машину на любой скорости. Никаких рывков и взвизгиваний. Вот только сидишь, фактически лежишь, на земле, на уровне колеса «КамАЗа». Как бы кто не раздавил. Правда, не заметить Lotus практически невозможно – яркая оранжевая машина так и притягивает удивленные и восхищенные взгляды.

Только с трудом вылез из-за руля, разминая затекшие от непривычной посадки конечности, как хочется залезть обратно и снова стартовать с пробуксовкой. Мы уподобились двум отведавшим лотоса грекам, каждый из которых, как поведал Гомер, «мгновенно все позабыл и утратил желанье назад воротиться». Lotus – это больше, чем автомобиль. Это философия, следуя которой, человек получает чистый, без примесей, экстаз от вождения.

Автомобиль предоставлен официальным дилером Lotus Cars, компанией «Лотус Москва».