Лучший в мире
лёгкий вездеход
RU DE

Цена на бензин меняет жизненные приоритеты

Основной текст
Таблица 1. Десятка самых экономичных американских автомобилей
Таблица 2. Соответствие mpg и л/100 км

Американцы всегда уважали огромные, мощные автомобили. Уважение это как ветром сдуло в тот момент, когда цена за литр бензина перевалила в США за доллар. Европейцев, да и россиян тоже, этим особо не удивишь – стоимость литра 95-го бензина в Европе доходит до 1,5 евро. А вот американцы, до недавнего времени привыкшие платить не более 1,9-2,0 долларов за галлон (0,50-0,55 доллара за литр), вполне могли съездить за 30-40 км в соседний городок, чтобы купить что-нибудь на доллар-полтора дешевле. О том, что при этом их автомобильный монстр «сжирал» бензина долларов на пять, они не задумывались. Раньше.

Теперь, когда нефть стоит столько, сколько она стоит, все изменилось. Еще пару лет назад очередь на автомобили в США воспринималась как нонсенс. Автопроизводители и дилеры придумывали различные маркетинговые ухищрения – лишь бы продать. Очереди и предварительные заказы были лишь на автомобили ограниченных серий, которые воспринимаются не как средство передвижения, а как роскошь или, по-нашему, «понты». Сейчас ситуация изменилась, и очередь на месяц-полтора-два на обычный серийный автомобиль уже не пугает американцев. Причина проста – на расположенных в США сборочных предприятиях не собираются малолитражные автомобили (не говоря уже о микролитражных). Это подтверждают и знакомые американские дилеры. Например, в штате Вашингтон (не путать с городом Вашингтон) в настоящее время есть очереди на малолитражки и внедорожник Lexus LX 570, который очень охотно заказывают российские покупатели (кстати, цена на него в США начинается от 74 700 долларов – почувствуйте разницу).

Американцы привыкли считать экономичность автомобиля не расходом топлива на 100 км пути, а расстоянием в милях (примерно 1,6 км), которое может проехать автомобиль на одном галлоне (примерно 3,785 л) – mpg (miles per gallon). Соответственно, чем выше показатель mpg, тем экономичнее автомобиль. Американское национальное Агентство по охране окружающей среды (Environmental Protection Agency, EPA) установило норму расхода топлива для экономичных автомобилей – 28 mpg. В данном случае подразумевается, что автомобиль негибридный, оснащен автоматической коробкой передач (ей оснащены более 90% всех продаваемых в США новых автомобилей) и соотношение город/трасса – 55%/45%.

Сейчас показателю 28 mpg соответствуют лишь три американских негибридных автомобиля: Ford Focus 2008-го года, а также Pontiac Vibe и Chevrolet Aveo 2009-го модельного года. (Для сравнения: самый продаваемый в США на протяжении трех последних лет автомобиль Ford F-150 выдает «на гора» лишь 13 mpg (18,1 л/100 км) в городе и 17 mpg (13,8 л/100 км) на трассе.) Однако даже эта самая экономичная троица довольно внушительно отстает от «японцев». Например, Honda Fit «обеспечит» своему американскому владельцу 30 mpg, а Toyota Yaris – даже 31 mpg.

В результате того, что нынешняя модель американского автопрома не соответствует современным реалиям, продажи новых автомобилей в США за первые 7 месяцев 2008 года упали на 11%. Выход из ситуации лишь один – отказаться от «монстров» и начать собирать экономичные автомобили. Что уже делают американские автогиганты. Например, General Motors весной этого, 2008-го, года заявил о том, что перестает собирать некоторые полноразмерные внедорожники и пикапы, а совсем недавно изъявил желание продать брэнд Hummer и обещает выпустить на рынок Chevrolet Cruze, который обеспечит своему владельцу до 45 mpg (5,2 л/100 км). Это уже соответствует нормам EPA для гибридных автомобилей. Концерн Ford пока не собирает малолитражки на территории США, но объявил о планах переоборудования своего мичиганского завода для сборки малогабаритных и экономичных автомобилей. Мексиканский завод Ford будет собирать обновленную Fiesta с показателем 40 mpg (5,9 л/100 км).

Однако все эти планы – на 2009-й и 2010-й годы. За это время многое может измениться, а ведь японские и европейские конкуренты тоже не дремлют.